Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации
Страница 3

· Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

По предложенной выше схеме в процессе воспитательно-профилактической работы было изучено три группы несовершеннолетних по 100 человек каждая. Две группы включали подростков, состоящих на учете в ИДН, которые, в свою очередь, были выделены в группу социально запущенных (3 гр.) и группу педагогически запущенных (2 гр.) К Контрольную группу (1 гр.) составили подростки из числа хорошо успевающих, активно участвующих в общественной жизни, благополучных учащихся. Оценка степени выраженности данных качеств производилась по пятибалльной системе.

Таким образом, данные признаки исполняли роль определенных психологических ориентиров при изучении педагогами, шефами, закрепленными в ИДН, сотрудниками инспекций личности трудновоспитуемых, социально дезадаптированных подростков. При этом, учитывая мнение исследователей, занимающихся проблемами психолого-педагогической диагностики, в частности, А.С. Белкина, А.И. Кочетова [32, 85], педагогическое наблюдение охватывало все важнейшие отношения, в которых проявляется и раскрывается личность (отношение к духовным и материальным ценностям общества, к своему делу, к окружающим людям, к себе). Результаты педагогического наблюдения воспитателей уточнялись и в беседах с другими воспитателями, учителями, родителями, товарищами, в беседах с самим подростком.

Результаты проведенного исследования представлены на рис. 1.

Для выявления диагностически значимых признаков, по которым можно будет судить о степени социальной дезадаптации несовершеннолетних, проранжируем выявившиеся различия в оценке личности благополучных и педагогически запущенных подростков (X1 - Х2), а также в оценке личности педагогически и социально запущенных (Х2 - X1) и с помощью t-критерия Стьюдента проверим значимость этих различий.

Рис. I. Соотношение уровней социального развития:

I группа - благополучные учащиеся;

II группа - педагогически запущенные;

III группа - социально запущенные.

Показатели социального развития:

1 - наличие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений;

2 - отношение к учебной деятельности;

3 - развитие полезных знаний, навыков, интересов;

4 - адекватность отношения к педагогическим воздействиям;

5 - коллективистские проявления;

6 - критичность, способность правильно оценивать других;

7 - самокритичность, самоанализ;

8 - способность к сопереживанию, эмпатия;

9 - волевые качества;

10 - внешняя культура поведения;

11 - отказ от употребления алкоголя;

12 - отказ от курения;

13 - отказ от сквернословия.

Ранжирование различий по группе благополучных и педагогически запушенных подростков (I и II группы) показывает;

I место - (уровень различий 2,2 - 2,1 балла) занимают признаки 11, 12, т.е. наибольшие различия выявились в оценке таких асоциальных проявлений, как употребление алкоголя и курение.

Различия значимы при p = 0,001.

II место - (уровень различий 1,43 - 1,25 балла) занимают признаки 2, 4, 13, 5, т.е. различие по отношению к учебной деятельности, к педагогическим воздействиям, по коллективистским проявлениям и употреблению нецензурных выражений.

Различия значимы при p= 0,001.

III место - (уровень различий 1,17 - 1,07 балла) занимают признаки 8, 9, 10,т.е. различия по таким качествам, как сопереживание, волевые качества, внешняя культура поведения.

Различия значимы при p = 0,001.

IV место - (уровень различий 0,96 - 0,94 балла) характерен для признаков 6, 7, т.е. проявляется в различиях по степени критичности, способности оценивать окружающих с позиции норм морали и права, а также по степени самокритичности, развития навыков самоанализа.

Различия значимы при p = 0,001.

Страницы: 1 2 3 4 5


Вторая пара
Самоописание мальчика из интерната. Я, Л. А., ученик 7 класса. Я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошим человеком, но все-таки не так уж чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось, что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный ...

Психологические механизмы формирования интернет-аддикции. Достижение идеального «Я» в виртуальном образе
Создание виртуальных образов, зачастую очень далеких от реального образа, является компенсаторным механизмом, обусловливающим выраженную интернет-зависимость. Наиболее сильным провоцирующим фактором в данном случае является набор свойств интернет, как средства коммуникации. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленно ...

Взаимосвязь черт личности и приобладающей мотивации
Ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу относят и мотив достижения успехов, и мотив избегания неудачи. Доминирующие мотивы становятся одной из основных характеристик личности, отражающихся на особенностях других личностных черт. Каждый отдель ...