Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации
Страница 3

· Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

По предложенной выше схеме в процессе воспитательно-профилактической работы было изучено три группы несовершеннолетних по 100 человек каждая. Две группы включали подростков, состоящих на учете в ИДН, которые, в свою очередь, были выделены в группу социально запущенных (3 гр.) и группу педагогически запущенных (2 гр.) К Контрольную группу (1 гр.) составили подростки из числа хорошо успевающих, активно участвующих в общественной жизни, благополучных учащихся. Оценка степени выраженности данных качеств производилась по пятибалльной системе.

Таким образом, данные признаки исполняли роль определенных психологических ориентиров при изучении педагогами, шефами, закрепленными в ИДН, сотрудниками инспекций личности трудновоспитуемых, социально дезадаптированных подростков. При этом, учитывая мнение исследователей, занимающихся проблемами психолого-педагогической диагностики, в частности, А.С. Белкина, А.И. Кочетова [32, 85], педагогическое наблюдение охватывало все важнейшие отношения, в которых проявляется и раскрывается личность (отношение к духовным и материальным ценностям общества, к своему делу, к окружающим людям, к себе). Результаты педагогического наблюдения воспитателей уточнялись и в беседах с другими воспитателями, учителями, родителями, товарищами, в беседах с самим подростком.

Результаты проведенного исследования представлены на рис. 1.

Для выявления диагностически значимых признаков, по которым можно будет судить о степени социальной дезадаптации несовершеннолетних, проранжируем выявившиеся различия в оценке личности благополучных и педагогически запущенных подростков (X1 - Х2), а также в оценке личности педагогически и социально запущенных (Х2 - X1) и с помощью t-критерия Стьюдента проверим значимость этих различий.

Рис. I. Соотношение уровней социального развития:

I группа - благополучные учащиеся;

II группа - педагогически запущенные;

III группа - социально запущенные.

Показатели социального развития:

1 - наличие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений;

2 - отношение к учебной деятельности;

3 - развитие полезных знаний, навыков, интересов;

4 - адекватность отношения к педагогическим воздействиям;

5 - коллективистские проявления;

6 - критичность, способность правильно оценивать других;

7 - самокритичность, самоанализ;

8 - способность к сопереживанию, эмпатия;

9 - волевые качества;

10 - внешняя культура поведения;

11 - отказ от употребления алкоголя;

12 - отказ от курения;

13 - отказ от сквернословия.

Ранжирование различий по группе благополучных и педагогически запушенных подростков (I и II группы) показывает;

I место - (уровень различий 2,2 - 2,1 балла) занимают признаки 11, 12, т.е. наибольшие различия выявились в оценке таких асоциальных проявлений, как употребление алкоголя и курение.

Различия значимы при p = 0,001.

II место - (уровень различий 1,43 - 1,25 балла) занимают признаки 2, 4, 13, 5, т.е. различие по отношению к учебной деятельности, к педагогическим воздействиям, по коллективистским проявлениям и употреблению нецензурных выражений.

Различия значимы при p= 0,001.

III место - (уровень различий 1,17 - 1,07 балла) занимают признаки 8, 9, 10,т.е. различия по таким качествам, как сопереживание, волевые качества, внешняя культура поведения.

Различия значимы при p = 0,001.

IV место - (уровень различий 0,96 - 0,94 балла) характерен для признаков 6, 7, т.е. проявляется в различиях по степени критичности, способности оценивать окружающих с позиции норм морали и права, а также по степени самокритичности, развития навыков самоанализа.

Различия значимы при p = 0,001.

Страницы: 1 2 3 4 5


Два дома
Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой — маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого поселил бы подаль ...

Консультирование глазами клиента
Случается, что в последней беседе клиент пытается сформулировать, что же значит для него подобный опыт. Это спонтанное выражение заслуживает нашего внимания, потому что оно во многом совпадает со взглядом на консультирование, которого придерживается автор книги. Испытывая новые ощущения, клиент старается описать их своими словами и, исх ...

Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
Стэнли Шехтер и Джеферсон Сингер в 1962 году выдвинули когнитивную теорию эмоций, являющуюся по сути "компромиссом" между периферической теорией Джемса - Ланге и таламической теорией Кэннона - Барда.С. Шехтер и Дж. Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активаци ...