Психологические особенности неформальных групп
В отличие от формальной, неформальная группа имеет следующие особенности: не оформлена юридически, не определены структура и функции, не регламентирована,
Функции неформальных групп:
- самоопределения (для ухода от излишней опеки);
- инструментальная (для движения через группу к своим целям);
- эмоциональная (для поиска симпатии других к себе);
- престижная (для поиска иерархии в группе и своего места в ней);
- информационная (для обмена информацией, в том числе интимной, секретной и т.д.);
- развлекательная (для ярких впечатлений от общения, «приколов» и т.п.);
Виды неформальных групп с негативной направленностью:
1. Случайная - вхождение в такую группу воспринимается как освобождение от контроля.
2. Переродившегося интереса - например, группа объединившаяся на основе любви к спорту становится группой «фанов».
3. Ретретистская - направленная на групповой уход от реальной действительности (например, секты).
4. Преступная - направленная на одно преступление или для серии преступлений.
Рекомендации по работе с неформальными группами:
1. Интересоваться особенностями времяпровождения учеников, не прибегать к «страусиной» позиции (в доперестроечный период делали вид, что такая проблема отсутствует).
2. Упразднить неформальную группу чрезвычайно сложно, рекомендуется проводить работу по изменению ее направленности.
3. Не видеть в этих группах врага, максимально использовать навыки эффективного общения (см. спец раздел в спортивной психологии).
4. Разобщать группы, но помнить, что наиболее ценным является распад, как результат решения членов этой группы.
Становление детской практической психологии
в России
В начале
XX в. детская практическая психология начала интенсивно развиваться и в России. При этом она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Практическая психология развивалась и в тесном содружестве с педологией, прикладной характер которой, ориентированность на конкретные требования школы дела ...
Диссинхрония
Диссинхрония – психологическое явление, свойственное многим людям, но особенно ярко проявляющееся у интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием. Как полагает Ж.Ш. Террасье, диссинхрония – это состояние интеллектуально одаренного ребенка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением. Обычно диссинхр ...
Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.
Эмоции и воспитательный процесс.
С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, учения активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы нашего общества, что приводит не только к накоплению известной суммы знаний, но и к развитию способностей, формированию необход ...
