Психологические особенности неформальных групп

Инфо по психологии » Социальная психология » Психологические особенности неформальных групп

В отличие от формальной, неформальная группа имеет следующие особенности: не оформлена юридически, не определены структура и функции, не регламентирована,

Функции неформальных групп:

- самоопределения (для ухода от излишней опеки);

- инструментальная (для движения через группу к своим целям);

- эмоциональная (для поиска симпатии других к себе);

- престижная (для поиска иерархии в группе и своего места в ней);

- информационная (для обмена информацией, в том числе интимной, секретной и т.д.);

- развлекательная (для ярких впечатлений от общения, «приколов» и т.п.);

Виды неформальных групп с негативной направленностью:

1. Случайная - вхождение в такую группу воспринимается как освобождение от контроля.

2. Переродившегося интереса - например, группа объединившаяся на основе любви к спорту становится группой «фанов».

3. Ретретистская - направленная на групповой уход от реальной действительности (например, секты).

4. Преступная - направленная на одно преступление или для серии преступлений.

Рекомендации по работе с неформальными группами:

1. Интересоваться особенностями времяпровождения учеников, не прибегать к «страусиной» позиции (в доперестроечный период делали вид, что такая проблема отсутствует).

2. Упразднить неформальную группу чрезвычайно сложно, рекомендуется проводить работу по изменению ее направленности.

3. Не видеть в этих группах врага, максимально использовать навыки эффективного общения (см. спец раздел в спортивной психологии).

4. Разобщать группы, но помнить, что наиболее ценным является распад, как результат решения членов этой группы.


[24]Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В Клиническая психиатрия раннего детского возраста – СПб.: Питер, 2001 – С. 30.
[25] Боулби Д.Ж. Надежная опора. Клиническое применение теории привязанности.-Лондон.-1988. [26] Брефертон И , Манхоланд К.А Внутренние рабочие модели в отношениях привязанности: построить вновь. В: Кассиди J., Шавер П настольная книга о привязанности. Н.Йорк. Гилфорд, 1999, с. 89-111. [27] Смирнова Е. О., Радева Р. Развитие теории пр ...

Приложения
Приложение 1 Бланки психологических заключений Форма А Психологическое заключение I. Общая характеристика возрастного развития 1. Физическое развитие 2. Внешний вид _ 3. Крупная моторика 4. Мелкая моторика _ 5. Темп жизнедеятельности 6. Организация деятельности _ 7. Стеничность _ 8. Реакция на обследование II. Познаватель ...

Первая пара
Самоописание мальчика из интерната. На самоподготовке я не делаю уроки. По утрам редко моюсь. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а не о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду ...