Психологические особенности неформальных групп
В отличие от формальной, неформальная группа имеет следующие особенности: не оформлена юридически, не определены структура и функции, не регламентирована,
Функции неформальных групп:
- самоопределения (для ухода от излишней опеки);
- инструментальная (для движения через группу к своим целям);
- эмоциональная (для поиска симпатии других к себе);
- престижная (для поиска иерархии в группе и своего места в ней);
- информационная (для обмена информацией, в том числе интимной, секретной и т.д.);
- развлекательная (для ярких впечатлений от общения, «приколов» и т.п.);
Виды неформальных групп с негативной направленностью:
1. Случайная - вхождение в такую группу воспринимается как освобождение от контроля.
2. Переродившегося интереса - например, группа объединившаяся на основе любви к спорту становится группой «фанов».
3. Ретретистская - направленная на групповой уход от реальной действительности (например, секты).
4. Преступная - направленная на одно преступление или для серии преступлений.
Рекомендации по работе с неформальными группами:
1. Интересоваться особенностями времяпровождения учеников, не прибегать к «страусиной» позиции (в доперестроечный период делали вид, что такая проблема отсутствует).
2. Упразднить неформальную группу чрезвычайно сложно, рекомендуется проводить работу по изменению ее направленности.
3. Не видеть в этих группах врага, максимально использовать навыки эффективного общения (см. спец раздел в спортивной психологии).
4. Разобщать группы, но помнить, что наиболее ценным является распад, как результат решения членов этой группы.
Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности — этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность.
Реальным базисом личности человека является совоку ...
Развитие экспериментальной психологии на рубеже
19-20 вв.
Психометрия. Основы психометрии заложил голландский физиолог Ф. Дондерс в 60-е гг. 19 века, Он показал различие в скорости сенсомоторных реакции в зависимости от предлагаемого задания. Было доказано, что фиксация времени реакции ~ метод изучения внутреннего процесса переработки информации о поступившем воздействии и принятия решения о в ...
Теоретические основы проблемы исследования влияния игры на развитие
самооценки дошкольников. Психолого-педагогический подход к
сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольно
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1].
Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой актив ...