Психологические особенности неформальных групп

Инфо по психологии » Социальная психология » Психологические особенности неформальных групп

В отличие от формальной, неформальная группа имеет следующие особенности: не оформлена юридически, не определены структура и функции, не регламентирована,

Функции неформальных групп:

- самоопределения (для ухода от излишней опеки);

- инструментальная (для движения через группу к своим целям);

- эмоциональная (для поиска симпатии других к себе);

- престижная (для поиска иерархии в группе и своего места в ней);

- информационная (для обмена информацией, в том числе интимной, секретной и т.д.);

- развлекательная (для ярких впечатлений от общения, «приколов» и т.п.);

Виды неформальных групп с негативной направленностью:

1. Случайная - вхождение в такую группу воспринимается как освобождение от контроля.

2. Переродившегося интереса - например, группа объединившаяся на основе любви к спорту становится группой «фанов».

3. Ретретистская - направленная на групповой уход от реальной действительности (например, секты).

4. Преступная - направленная на одно преступление или для серии преступлений.

Рекомендации по работе с неформальными группами:

1. Интересоваться особенностями времяпровождения учеников, не прибегать к «страусиной» позиции (в доперестроечный период делали вид, что такая проблема отсутствует).

2. Упразднить неформальную группу чрезвычайно сложно, рекомендуется проводить работу по изменению ее направленности.

3. Не видеть в этих группах врага, максимально использовать навыки эффективного общения (см. спец раздел в спортивной психологии).

4. Разобщать группы, но помнить, что наиболее ценным является распад, как результат решения членов этой группы.


История детской практической психологии. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам дет ...

Социально-психологическая характеристика молодости
1. Молодость называют ранней взрослостью, тем самым, подчеркивая ее двойственный характер: с одной стороны молодой человек имеет полное право вести взрослую жизнь, с другой стороны он часто оказывается не способным найти и реализовать в ней себя[20]: 1. Молодежные браки часто замешаны на противоречии между потребностью быть вместе с лю ...

Выводы
Разработка проблем детской психологии, и в частности развития внимания, осуществлялась отечественными учеными в русле основных направлений психологической науки. Глубокая теоретическая разработка коренных вопросов психологии и педагогики обусловила успехи в развитии детской психологии, в том числе в исследовании познавательных процессов ...