Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»

Инфо по психологии » Познавательные процессы - мышление, речь » Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»

Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта. Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачи, мы думаем, а не «обдумываем» - это сфера психологии мышления, а не интеллекта. Итак, оба условия выражают разные аспекты того же явления. Интеллектуальный человек - тот, который способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект. ИНТЕЛЛЕКТ - это определенная степень способности человека решать задачи и проблемы соответствующей сложности. С этих позиций можно говорить об уровне развития интеллекта. Он, по логике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним, достаточно высоким и высоким). Мышление и интеллект издавна считают важнейшими и характерными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Тот же, кто потерял разум, кажется нам искалеченным в самой человеческой сути. Возникает еще один, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли проявляется интеллект в различных аспектах жизнедеятельности? Как показывают исследования - нет. Личность может значительно отличаться интеллектом в разных отраслях, например, науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалось при переходе от социалистической к рыночной экономике после распада Советского Союза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в области, например механики, и быть совершенно неспособной руководить научным коллективом или принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразно говорить об интеллекте научном, профессиональном, жизненном, семейном, общем управленческом, политическом, социальном и т.п.


Методы возрастной психологии
Основные группы методов, применяемые в возрастной психологии по классификации Б.Г.Ананьева:[3] 1. 1 группа - организационные методы: 1.1. сравнительный, 1.2. лонгитюдный 1.3. комплексный. 2. 2 группа – эмпирические методы: 2.1. наблюдение и самонаблюдение; 2.2. экспериментальные методы; 2.3. психодиагностические методы – тесты, ...

Понятие личности
Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков, это не "полипняк". Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относ ...

Воля
Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние ...