Ценностные ориентации современной молодежи
Страница 3

Инфо по психологии » Ценностные ориентации современной молодежи

Изучение мотивации профессионального выбора и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления изменений, происходящих в обществе, в отношении перспектив получения высшего образования, профессиональной подготовки. Экономическая и социальная ситуация в нашей стране накладывает существенный отпечаток на систему жизненных ценностей молодых людей, иерархию мотивов выбора профессии, отношения к семье и браку, на личность человека.

Поскольку спрос на гуманизм, гуманность, гуманитарность, нравственность, человечность в наше время возрастает, ученые предсказывают "возрождение гуманизма", "приоритет духовных ценностей", превращение гуманитарных наук в научного лидера [15]. Особую актуальность приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности (Е.П. Белинская, П.М. Якобсон), роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белинская), с профессиональной направленностью (О.С. Васильева, Д.А. Леонтьев).

Рассмотрим данные последних исследований, в которых изучались представления студентов "популярных" специальностей об основных сферах жизнедеятельности, их ценностные ориентации, мотивы выбора профессии, представления о сфере семейных отношений, а также содержание представлений студентов о будущем. Образ будущего, который складывается у молодежи, является индикатором социального развития общества, так как именно в представлениях о будущем можно увидеть потенциал взрослой личности, ее ценностные ориентиры.

Важно отметить, что независимо от специальности, у студентов наблюдается синхронность при выборе ведущих ценностей. Ведущие терминальные ценности: на первом месте - "здоровье

", на втором - "любовь

", на третьем - "счастливая семейная жизнь

". Можно утверждать, что приоритетной для студентов различных специальностей является сфера семейных отношений.

Представители всех специальностей заинтересованы в

активных социальных контактах и в установлении благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, а также в реализации своей социальной роли.

"Работа

" как ценность для студентов менее значима, по сравнению с "друзьями

", "любовью

" и "семьей

", однако профессиональная самореализация очень важна. Современные молодые люди осознают значимость в современном обществе образованности, хорошей работы и материального благополучия,

возможно значимость этих ценностей возросла в условиях повышения цен, коммерциализации важных социальных сфер, роста безработицы и конкуренции.

Выявлено, что большинство студентов всех специальностей надеются на легкое, активное и упорядоченное будущее. Студенты ориентируются не на ценности социальной успешности (продуктивная жизнь, познание, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание), не на ценности социального взаимодействия (развитие, познание, уверенность в себе, интересная работа, друзья) и индивидуальной самореализации (развитие, познание, свобода, творчество, продуктивная жизнь), а именно на ценности личного счастья. Данные исследования показывают, что студенты всех специальностей ориентированы на общечеловеческие ценности личного счастья, наиболее значимыми из которых являются: любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, жизненная мудрость. Счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, являются для студентов более значимы чем свобода, творчество, общественное признание уверенность в себе и друзьях.

Семья остается традиционно привлекательной ценностью для всех опрошенных студентов, при описании светлого будущего почти каждый респондент указывает на наличие мужа, любимого человека, семьи, детей. Интересен тот факт, что при описании темного будущего самым страшным событием студенты считают смерть близких, при этом описывая светлое будущее, респонденты не упоминают о родителях, то есть в картинках светлого будущего родители не представлены.

Интересен факт, что являясь студентами, то есть самой образованной, потенциальной прослойкой общества, молодые люди не дают указаний на самореализацию, личностный рост, познание, развитие. Не указывают и более частные цели, задачи, которые являлись бы ступенями на пути к достижению целей. Вместо перспективного планирования они отражают фантазии, не подкрепленные желанием их реализовывать

Страницы: 1 2 3 4


Развитие практической психологии и педологии в 20—30-е гг
Исследования детского развития продолжались и после 1917 г., так как, в отличие от философов, ведущие ученые, занимавшиеся этими проблемами, не эмигрировали и не были высланы из страны. Однако уже в первые годы советской власти появились новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения современной, марксистской пе ...

Теоретико-методологические основания психического здоровья личности. Проблема "нормального" и "аномального" в психике человека
Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различные сообщества является признание целесообразности единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единственно верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невоз ...

Гештальт-принципы организации восприятия
История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В экспериментах: испытуемому последовательно предъявлялись два световых стимула (один — верт ...