Сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности

Инфо по психологии » Культура профессионального мышления учителей » Сущность понятия «культура профессионального мышления учителей» и особенности ее проявления в структуре педагогической деятельности

В работах современных философов, педагогов и психологов исследование мышления конкретизировано до выделения профессиональных типов. Так, говорят о «педагогическом» мышлении учителя, о «техническом» мышлении инженера, техника и т.д. На базе этой универсальной способности, на наш взгляд, формируется культура мышления как часть целостной культуры профессионального мышления.

Некоторые авторы под профессиональным мышлением понимают обобщенное отражение в сознании специалиста значимых фактов, явлений, процессов в их необходимых существенных связях и отношениях, характерных для данного вида деятельности.

Педагог, обладающий профессиональным мышлением, становится не только субъектом, но и объектом познавательной деятельности. В связи с этим мышление выступает как процесс и как деятельность личности.

А.Ф. Ануфриев акцентирует внимание на первом компоненте данной системы. Он предлагает включить в анализ профессиональной личности учителя понятие «диагностическое мышление», содержанием которого является постановка диагноза, то есть определение индивидуальных особенностей ученика и причин, их обусловливающих. Диагностическое мышление имеет две основные формы: практическое мышление, непосредственно вплетенное в учебно-воспитательный процесс с такими его особенностями, как дефицит времени, направленность на решение частных практических задач учебно-воспитательного процесса; теоретическое мышление, когда ставится задача понять ученика. Учитывая, что диагностическое мышление учителя часто протекает в условиях неполноты необходимой информации, А.Ф. Ануфриев выдвигает предположение, что данный вид мышления является уже предметом не науки, а искусства и предполагает опору на уникальное своеобразие опыта и личностных свойств субъекта при постановке диагноза.

Творческий характер мышления педагога выражается также в определении причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, поиске путей применения общих закономерностей, принципов и методов для достижения определенных целей.

Следовательно, педагогическое мышление имеет также целенаправленный характер, так как педагогическая деятельность всегда связана с постановкой новых целей, решением новых задач, учетом новых обстоятельств и условий деятельности. Иначе говоря, по своей сущности профессионально-педагогическое мышление – непрерывный процесс обобщенного отражения педагогической действительности в сознании педагога, возникающий на базе практической деятельности и выходящий за ее пределы.

Педагогу в процессе своей деятельности приходится сталкиваться с решением множества теоретических и практических задач. Я.А. Пономарев считает, что теоретическая задача возможна лишь тогда, когда в предшествующей фазе деятельности решается практическая задача, то есть достигается практический результат, но отсутствует его понимание. «Во второй фазе (теоретическая задача), - пишет автор, - человек имеет дело с тем же результатом (практически он не продвигается вперед, но, действуя теоретически, ему удается осознать способ достижения результата), после чего возникает возможность разнообразных переносов выявленного способа в аналогичные ситуации. В итоге решения практической задачи наступает обогащение эмпирического опыта, а в итоге решения теоретической задачи – рационального опыта».

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, рассматривающий понятие «профессиональное мышление учителя» показывает, что от понятия «профессиональное мышление учителя» можно перейти к понятию «культура профессионального мышления учителя», определив его как высокий уровень профессионального мышления.

Общую цель образования можно определить как воспитание культуры личности в процессе ее образования. Составляющими культуру личности следует признать развитие культуры мышления, культуры языка и речи, культуры чувств, культуры общения и поведения, общественно-исторического сознания, духовности личности.


Любовь
Любовь – это не счастливая случайность или мимолетный эпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге «Искусство любви» известный философ Эрих Фромм. «Любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий чел ...

Требования к организации взаимодействия педагога с родителями
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, ...

Функции психики. Классификация психических явлений: псих. процессы, псих. состояния, псих. св-ва личности
Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, – но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть ...