Функции затруднения

Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме);

б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта).

Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного решения сложной коммуникативной задачи. Одни считают недопустимыми ошибки в этой деятельности, другие рассматривают их как необходимый и неизбежный элемент.

В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения:

а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой, например заниженной самооценки) и

б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из профессии, уменьшить количество контактов).

Обычно в деятельности, в общении человек фиксирует только то, что пpeпятcтвует дальнейшему нормальному осуществлению этих процессов, тогда как человеку важно знать и сложности, которые он преодолевает, не всегда осознавая их как затруднения. Сложности, препятствия в совместной деятельности, общении, осознаваемые его субъектами как затруднения, барьеры, проявляются, как свидетельствуют результаты исследований Е.В. Цуканова, в поведении, «неадекватном» ситуации общения и характеру деятельности, в особенностях установления и поддержания контакта, уровне психологического комфорта общающихся людей, их эмоциональном самочувствии. Затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще в нескольких из них одновременно.


Оптико-геометрические иллюзии
Иллюзии - это искаженное, неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово "иллюзия" означает "ошибка, заблуждение". Это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Изучением причин их возникновения занимались многие исслед ...

Влияние средств массовой информации
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет. С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все чаще категоризуют как информационное общество, т.е. ...

Классификации видов восприятия
1. По модальности (по анализаторам) выделяют: а) зрительное, б) слуховое, в) осязательное, г) обонятельное, д) вкусовое. 2. По характеру активности: а) непроизвольное, б) произвольное. 3. По степени организованности: а) неорганизованное, б) организованное (наблюдение). 4. По характеру и продолжительности: а) симультанное, ...