Функции затруднения

Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме);

б) стимулирующее, мобилизующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта).

Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного решения сложной коммуникативной задачи. Одни считают недопустимыми ошибки в этой деятельности, другие рассматривают их как необходимый и неизбежный элемент.

В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения:

а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднений или наличия неудовлетворенности собой, например заниженной самооценки) и

б) деструктивное, разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из профессии, уменьшить количество контактов).

Обычно в деятельности, в общении человек фиксирует только то, что пpeпятcтвует дальнейшему нормальному осуществлению этих процессов, тогда как человеку важно знать и сложности, которые он преодолевает, не всегда осознавая их как затруднения. Сложности, препятствия в совместной деятельности, общении, осознаваемые его субъектами как затруднения, барьеры, проявляются, как свидетельствуют результаты исследований Е.В. Цуканова, в поведении, «неадекватном» ситуации общения и характеру деятельности, в особенностях установления и поддержания контакта, уровне психологического комфорта общающихся людей, их эмоциональном самочувствии. Затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще в нескольких из них одновременно.


Ценностные ориентации современной молодежи
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования таких отраслей знания как философия, социология, этика, психология. Найти ответ на вопрос о том, что такое благо, добродетель и красота философы пытаются уже в античности. Впервые понятие "ценность" ("аксиа" - дос ...

Функциональный анализ управленческой деятельности (функции руководителя). Функции и управленческая культура руководителя
К основным функциям управленческой деятельности руководителя относят: · информационно-аналитическую; · мотивационно-целевую; · планово-прогностическую; · организационно-исполнительскую; · контрольно-диагностическую; · регулятивно-коррекционную. Эти функции в управлении предприятием реализуются директором и его заместителями. На к ...

Эмоционально – волевая готовность
Имеется в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка. В эмоционально – ...