Этапы посвящения
Страница 1

«Сын женщины — всего лишь тень мужчины». Слова Шекспира хорошо прочувствовали большинство патриархальных ритуальных обществ. «Заражение» мужчины женщиной, в частности, сына матерью, - это старое навязчивое мнение можно встретить и в XVIII веке у Руссо, и среди американских морских пехотинцев, и в племенах Новой Гвинеи. Везде царит идея, что если не отнять сына у матери, то он не сможет стать полноценным взрослым мужчиной. Идет ли речь о племенах Восточной Африки Самбуру, или Кикуйу, или племенах Новой Гвинеи Самбия и Баруйя, или о каких-нибудь других, первый акт посвящения в мужчины — это отрыв мальчика от матери в возрасте между семью и десятью годами. В племени Самбия в Новой Гвинее звуки флейты оповещают о начале посвящения мальчиков. Неожиданно отнятые у матери, они отправляются в лес. Там в течение трех дней их секут до крови, чтобы открыть кожу и стимулировать рост. Их стегают крапивой и разбивают в кровь нос, чтобы очистить их от женского флюида, мешающего им развиваться. На третий день им открывают секрет флейты, который они не должны выдавать женщинам под страхом смерти. Посвященные, опрошенные позже Гилбертом Хердтом, рассказывали ему, насколько травмирует разлука с матерью, насколько велико чувство безнадежности и покинутости. Именно это и является одной из целей посвящения в мужчины: жестоко разорвать любящие материнские объятия)

После разлучения с матерью мальчики под угрозой более серьезного наказания не будут говорить с ней, касаться ее, смотреть на нее, пока они не достигнут состояния мужчины, то есть когда они, в свою очередь, станут отцами. Только тогда будет снято материнское табу, они смогут приносить матери дичь, говорить с ней и есть в ее присутствии. «Мать — первая женщина, которую покидает мужчина из племени Баруйя, и последняя, к которой он возвращается».

Второй этап — это переход из мира женщин, который надо решиться покинуть, в мир мужчин, который надо принять под угрозой смерти. Эта смена социального и психологического статуса похожа на эмиграцию из одной страны в другую. Причем приемная родина имеет язык, нравы и политику, совершенно противоположные языку, нравам и политике страны происхождения. Чтобы переехать из одной страны в другую, нужен объезд. Он может занять пять, десять или пятнадцать лет, отмеченный церемониями на разных этапах пути. В племени Баруйя нужно десять лет сексуальной сегрегации, четыре церемонии, разделенные многими годами, чтобы разлучить мальчика с матерью, оторвать его от мира женщин и подготовить его к новой встрече с женщинами во время свадьбы.

Прежде чем приступить к первой церемонии, новичков, только что оторванных от матери, изолируют в незнакомом месте на несколько дней (Баруйя) или недель (Хопи). Оставленные в полной нужде, без еды и воды, часто без одежды, мальчики в шоковом состоянии проходят необходимую начальную фазу, когда они становятся ничем. Ни дети своей матери и ни дети своего отца, они ни то ни сё, они как раз посередине: временный и необходимый этап лишения идентичности, который показывает, что ребенок женщины должен сначала умереть, чтобы родиться ребенком-самцом.

Третьей характеристикой ритуалов посвящения в мужчины являются жестокие испытания, часто драматические, но обязательно публичные. Надрезы кожи, обрезание подростка, надрез пениса, особенно у австралийских аборигенов, порка до крови, нанесение ран на различные части тела. Даже нежные «двуполые» жители Таити практикуют своего рода обрезание в качестве ритуала посвящения юношей. В отличие от большинства ритуалов эта операция происходит без свидетелей и лишена всяческого драматизма. Но даже в этом случае, чтобы стать мужчиной, нужно пролить кровь. Психоаналитики часто анализировали «символические ранения», считая их выражением желания мужчины родить, так как такой способностью обладают только женщины. Но нас в этом случае интересует не пролитая кровь, а драматический аспект испытания и след, который оно оставляет. Антрополог Д. Гилмор, описавший различные испытания мужественности у воинственных (например, Самбуру в Восточной Африке или племена Новой Гвинеи) или мирных народов (масаи или бушмены в Африке), отмечает, что эти испытания представляют собой «сыгранные на сцене публичные столкновения». Для мальчика — это повод показать всем свою храбрость, иногда невосприимчивость к боли и всегда свое презрение к смерти. Столкновение со смертью, представленное физической болью и чувством одиночества, отмечает конец детства и принадлежности матери и переход в противоположный мир мужчин. Шрамы, оставленные на теле, — это неопровержимые доказательства окончательной перемены состояния, произошедшей на глазах у мужчин племени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие социальные институты
На процесс социального познания оказывают воздействие и другие социальные институты, а также и неформальные объединения людей типа групп друзей, коллег, соседства и пр. Однако роль различных видов объединений и организаций, естественно, неравноценна. Если говорить о наиболее значимых институтах, то к рассмотренным нужно прежде всего доб ...

Эклектические теории эмоций
Эти теории представляют нам совершенно новые модели эмоций, которые объединяют все ранее представленные учения в некий собирательный "букет" разнородных принципов и идей современных зарубежных исследователей психологии эмоций. В этот "букет" входят следующие модели эмоций: "Функционалистская" концепция Кам ...

Установка как основа этих иллюзий
Что же, если не «ожидание», в таком случае определяет поведение человека в рассмотренных выше экспериментах? Мы видим, что везде, во всех этих опытах, решающую роль играет не то, что специфично для условий каждого из них,- не сенсорный материал, возникающий в особых условиях этих задач, или что-нибудь иное, характерное для них, — не то ...