Закономерности памяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительных органов
Страница 1

Инфо по психологии » Использование закономерностей и особенностей памяти свидетелей и потерпевших в правоохранительной деятельности » Закономерности памяти и их проявления в профессиональной деятельности правоохранительных органов

Мнемическая деятельность (от «мнемоника» - искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, воспроизведение, забывание.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запоминание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и включение в систему уже освоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоминает 7(+ -2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7 -10 элементов, люди с плохой памятью - всего лишь 4 -5 изолированных элементов. Существенное влияние на запоминание оказывает семантическая (смысловая) организация материала, благодаря которой количество элементов, которые мы запоминаем, может увеличиваться. В этом проявляется положительная роль вербально - логической памяти, которая тесно связана с мышлением.

Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы. Некоторые люди обладают способностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его потом продолжают видеть перед собой. Если такой Способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомнения в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношеском возрасте.

Запечатление может происходить и в виде образов - представлений. У каждого человека в памяти содержится большое количество самых различных представлений. Как считал известный ученый А.Р. Лурия, образы - представления состоят из следов различных восприятий(зрительных, осязательных и т.д.).

Образ - представление, по существу, является свернутым продуктом нашей перцептивной и мнемонической деятельности с вычленением в нем его наиболее обобщенных, существенных признаков. Представление о предмете является результатом глубокой переработки хранящегося в памяти образа. Эта закономерность образной памяти, связанная с продукцированием образов - представлений, должна побуждать следователя, какими бы убедительно они ни казались.

Образы - представления могут возникать не только у свидетеля, но и следователя, например во время осмотра места происшествия. Искаженно трансформируясь в результате интеллектуальной переработки следователем, такие представления иной раз могут увести его далеко в сторону от истины.

Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, связанная с отрицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наоборот, вообще вытесняются из сознания. Однако эмоциональная память играет не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припоминании событий.

Запоминание всегда связано с действиями человека, с той целевой установкой, которой они сопровождались. Этим во многом объясняется избирательный характер мнемонической деятельности. Хорошо запоминается то, что включено в целенаправленную деятельность.

В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопытное явление, имеющее также большое значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В. Зейгарник, изучавший зависимость запоминания от эмоционально - мотивационной сферы. Общий вывод, к которому она пришла, в результате своих экспериментов, состоял в том, что мотивированные, но завершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные. Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатления, сопровождающие незавершенные действия, вызывает более стойкие очаги возбуждения в коре головного мозга. Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его занятий, личных дел.

Страницы: 1 2 3


Этика делового общения
Этика делового общения - совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этические механизмы делового общения базируются на ритуалах, обычаях, традициях. ...

Воображение и творчество
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка, она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь ...

Теоретические основы проблемы исследования влияния игры на развитие самооценки дошкольников. Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольно
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1]. Младенец не знает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себя причиной всех изменений и всякой актив ...