Язык, сознание и речь
Страница 1

Вторым решающим фактором, определяющим переход от поведения животного к сознательной деятельности человека, является возникновение языка.

«Язык также древен, как и сознание, язык есть практическое, существующее и для других и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…», (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.3, с. 29). У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные могут сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимикой и жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Например, вожак стаи журавлей начинает подавать звуковой сигнал, и вся стая тревожно снимается с места и следует за ним; олень-вожак, который чувствует опасность, также издает крики и все стадо следует за ним, воспринимая сигнал опасности. Пчела посредством танца передает другим пчелам, далеко ли она летала, откуда прилетела и куда надо лететь. Все это передается фигурами, которые она делает в воздухе, и которые выражают направление и дальность полета.

Язык животных никогда не достигает в своей функции предполагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Нам пока мало известно о «языке» животных: «языке» пчел и «языке» дельфинов. Однако ясно, что движения или звуки у них отражают лишь аффективное состояние и никогда не являются объективными кодами, обозначающими конкретные вещи или связи. Язык животных, следовательно, не является средством обозначения предметов и поэтому не может рассматриваться как средство, формирующее отвлеченное мышление. Он является лишь путем к созданию очень сложных форм общения. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

В процессе общественно разделенного труда у людей появилась необходимость тесного общения, обозначения той трудовой ситуации, в которой они участвуют, что и привело к возникновению языка. «Люди, - говорит Маркс, - фактически начали с того, что присваивали себе предметы внешнего мира как средства для удовлетворения своих потребностей и т. д. и т. п.; позднее они приходят к тому, что и словесно обозначают их как средства удовлетворения своих потребностей, - каковыми они уже служат для них в практическом опыте, - как предметы, которые их «удовлетворяют»

У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания.

Рождение языка привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения и, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказываний.

Основным элементом языка является слово. Оно объединяет объекты в известные системы, или кодирует человеческий опыт.

Существует множество теорий, которые пытаются объяснить происхождение слова. Оно не является, как в случае с животными, порождением аффективного состояния, иначе наш язык ни чем не отличался от «языка» животных. Возможно, что слово, как знак, обозначающий предмет, появилось в процессе совместного труда. На первых этапах своего появления оно было вплетено в практику. Например, когда человек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми, слово вплеталось в этот акт. Значение этого слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и всей ситуации. Постепенно произошло формирование языка в таком виде, когда он стал заключать в себе все необходимые средства для обозначения предметов и выражения мысли. Произошел отрыв слова от практической операции, стало возможным вызывать образ предмета при его отсутствии, что имело большое значение в организации восприятия, внимания и памяти человека.

Затем слово стало не только замещать явление или признак, но и выделять в них существенный признак, давая возможность его анализировать, классифицировать.

Второй единицей языка является фраза или предложение. Информация, переданная с помощью предложения, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде сообщения о событиях или отношениях. Передача, переданная с помощью предложений, расширяет, специализирует и уточняет опыт. Фразы передают в готовом виде такие сообщения о событиях, которые человек не смог бы передать при помощи отдельных слов.

Страницы: 1 2 3


Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В.И. Лубовский, Т.П. Артемьева, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психи ...

Мотивация и потребности. Связь с регуляцией деятельности
Мотивация – это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и общую направленность. Иначе говоря, мотивация – это движущие силы поведения, т.е. проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида. Одному из представителей гуманистической школы в психологии принадлежит часто упоминаю ...

Формы и виды консультативной помощи, теории, модели
Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативных практик и классификаций этих форм: - по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один» или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование; - по критерию возраста дифференцируют работу с де ...