Возрастные кризисы. Понятие возрастного кризиса

Возрастная психология » Возрастные кризисы. Понятие возрастного кризиса

Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии.

В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним или/и внутренним факторам, воздействия которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. В социологии и других общественных науках этому соответствует понятие «социальный переход» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из детства в отрочество или из категории учащихся в категорию работающих). Специфически этнографический аспект данной проблемы – культурные «обряды перехода» и их частный случай – инициации.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются болезненной психологической перестройкой, возрастная психология выработала особое понятие «возрастных кризисов», или «нормативных кризисов развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности и т.д. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются «нормативными» (понятие нормативного кризиса предложено Э. Эриксоном).

Наиболее ярко и содержательно своеобразные особенности кризисных периодов в отечественной психологии описаны П.П. Блонским и Л.С. Выготским. Причем П.П. Блонский акцентировал внимание именно на резкости происходящих перемен. Л.С. Выготский, прежде всего, подчеркивал, что кризисный период это возраст, характеризующийся отмиранием старого, когда индивид теряет многое из приобретенного прежде. Сопутствующее развитию созидательное начало в переходные периоды дополняется ломкой лишь настолько, насколько это вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности. Негативное содержание развития в рассматриваемые периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого переходного возраста.


Методы пенитенциарной психологии
Деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач – исполнение уголовно-правового наказания и ресоциализация личности осужденного – формирование у нее качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе. Основная особенность воспитательной деятельности ИУ – трудновоспитуемость осужденных. Сам фа ...

Описание упражнений каждого занятия. Занятие. 1
Упражнение 1. « У меня все получиться» Инструкция: Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки и произносят вслух по очереди: « У меня все получиться» Упражнение 2. «Новое имя» Инструкция: Участники тренинга стоят по кругу, и по часовой стрелки называют свое имя и имя предыдущего участника. Первый называет свое имя, второ ...

Волевая регуляция деятельности: природа волевого действия, волевой процесс
Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любое действие всегда в той или иной степени сопряжено с психическим регулированием, т. е. волевым процессом Большой вклад в изучение вопроса внес Мясищев. Единого определения воли нет. Воля - сознательная организация и саморегуляция ч ...