Проблема обучения детей с 6 лет
В мировой педагогической практике накоплен большой опыт обучения с 6 лет и даже с более раннего возраста. Следуя этой тенденции снижения начального возраста обучения, в 60-е годы в РСФСР были развернуты соответствующие эксперименты в школах и детских садах. Начиная с 1981 года, в нашей стране обучение с 6 лет введено повсеместно по желанию родителей. С 2002 года все дети начинают обучение в школе с 6 лет.
Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником:
§ он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту;
§ у него преобладает непроизвольная память (запоминает лишь то, что интересно);
§ внимание таково, что продуктивно заниматься одним делом ребенок может не более 15 минут
§ особенности самооценки таковы, что оценивание учителем учебной работы ребенка воспринимается им как оценка личности;
§ получение отрицательных оценок вызывает тревожность, дискомфорт, что приводит к пассивности и отказу от работы;
§ неустойчивость поведения осложняет работу на уроке и т.д.
Исходя из вышеперечисленных особенностей 6-летних детей, их обучение предполагает щадящий режим:
1. Продолжительность урока не больше 35 минут.
2. В перерывах между занятиями – физкультурные разминки, игры или прогулки.
3. Дневной сон.
4. Отсутствие домашних заданий.
5. Программа 3х-летнего обучения растянута на 4 года.
6. Большое количество общеразвивающих занятий (физкультура, ритмика, музыка, изобразительное искусство, труд, экскурсии).
7. Медицинский контроль за состоянием здоровья.
8. Особые программы и методы обучения.
Реализация этих принципов обучения не всегда удается, так как зависит от многих составляющих: материального состояния школы, методической и профессиональной компетенции педагогов, многих социальных факторов. В результате данный тип обучения имеет много проблем, и, прежде всего психологических.
По данным комплексных исследований в неблагоприятных условиях у детей ухудшается состояние здоровья: снижается вес, уменьшается количество гемоглобина в крови, снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, еще больше понижается работоспособность – все это отражается на успеваемости. В отдельных случаях возникают неврозы (тики, страхи, энурезы и т.д.), школьная дезадаптация.
По данным исследований Д.Б.Эльконина:
§ у 6-летних детей в условиях школы быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. У 7-летних первоклассников аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту.
§ Все 6-летние дети испытывают трудности адаптации: у одних появляются вялость, плаксивость, нарушаются сон и аппетит; другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми.
§ В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность уменьшается через 1,5 – 2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая неврозы и соматические болезни.
Политические конфликты
Отношение к конфликтам в тоталитарном и демократическом обществах прямо противоположно. В первом они рассматриваются как аномальное явление, а во втором как неотъемлемая сторона взаимодействия между людьми.
Тоталитарное общество характеризуется высокой степенью однородности социальной структуры, единообразием общественного порядка и же ...
Иллюзия слуха
Наши дальнейшие опыты касаются слуховых впечатлений. Они протекают в следующем порядке: испытуемый получает в предварительных опытах при помощи так называемого «падающего аппарата» слуховые впечатления попарно: причем первый член пары значительно сильнее, чем второй член той же пары. После 10-15 повторений этих опытов следуют критически ...
Предмет социальной психологии
Социальная психология - отрасль психологии, предметом которой являются закономерности поведения людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы.
Социальная психология включает в себя следующие разделы:
1. Закономерности взаимодействия людей - межличностных отношений.
2. Психологические характеристики социальных групп ( ...