Проблема обучения детей с 6 лет

Возрастная психология » Проблема обучения детей с 6 лет

В мировой педагогической практике накоплен большой опыт обучения с 6 лет и даже с более раннего возраста. Следуя этой тенденции снижения начального возраста обучения, в 60-е годы в РСФСР были развернуты соответствующие эксперименты в школах и детских садах. Начиная с 1981 года, в нашей стране обучение с 6 лет введено повсеместно по желанию родителей. С 2002 года все дети начинают обучение в школе с 6 лет.

Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником:

§ он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту;

§ у него преобладает непроизвольная память (запоминает лишь то, что интересно);

§ внимание таково, что продуктивно заниматься одним делом ребенок может не более 15 минут

§ особенности самооценки таковы, что оценивание учителем учебной работы ребенка воспринимается им как оценка личности;

§ получение отрицательных оценок вызывает тревожность, дискомфорт, что приводит к пассивности и отказу от работы;

§ неустойчивость поведения осложняет работу на уроке и т.д.

Исходя из вышеперечисленных особенностей 6-летних детей, их обучение предполагает щадящий режим:

1. Продолжительность урока не больше 35 минут.

2. В перерывах между занятиями – физкультурные разминки, игры или прогулки.

3. Дневной сон.

4. Отсутствие домашних заданий.

5. Программа 3х-летнего обучения растянута на 4 года.

6. Большое количество общеразвивающих занятий (физкультура, ритмика, музыка, изобразительное искусство, труд, экскурсии).

7. Медицинский контроль за состоянием здоровья.

8. Особые программы и методы обучения.

Реализация этих принципов обучения не всегда удается, так как зависит от многих составляющих: материального состояния школы, методической и профессиональной компетенции педагогов, многих социальных факторов. В результате данный тип обучения имеет много проблем, и, прежде всего психологических.

По данным комплексных исследований в неблагоприятных условиях у детей ухудшается состояние здоровья: снижается вес, уменьшается количество гемоглобина в крови, снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, еще больше понижается работоспособность – все это отражается на успеваемости. В отдельных случаях возникают неврозы (тики, страхи, энурезы и т.д.), школьная дезадаптация.

По данным исследований Д.Б.Эльконина:

§ у 6-летних детей в условиях школы быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. У 7-летних первоклассников аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту.

§ Все 6-летние дети испытывают трудности адаптации: у одних появляются вялость, плаксивость, нарушаются сон и аппетит; другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми.

§ В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность уменьшается через 1,5 – 2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая неврозы и соматические болезни.


Процессы памяти
Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы. В качестве основания при этом рассматривают различные функции, которые выполняет память в жизни и деятельности человека. У разных людей эти функции развиты не одинаково. Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомнен ...

Как бороться с суицидом
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболев ...

Общее учение об установке
Концепция личности Узнадзе строится на понятии установки", которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких осн ...