Проблема обучения детей с 6 лет

Возрастная психология » Проблема обучения детей с 6 лет

В мировой педагогической практике накоплен большой опыт обучения с 6 лет и даже с более раннего возраста. Следуя этой тенденции снижения начального возраста обучения, в 60-е годы в РСФСР были развернуты соответствующие эксперименты в школах и детских садах. Начиная с 1981 года, в нашей стране обучение с 6 лет введено повсеместно по желанию родителей. С 2002 года все дети начинают обучение в школе с 6 лет.

Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником:

§ он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту;

§ у него преобладает непроизвольная память (запоминает лишь то, что интересно);

§ внимание таково, что продуктивно заниматься одним делом ребенок может не более 15 минут

§ особенности самооценки таковы, что оценивание учителем учебной работы ребенка воспринимается им как оценка личности;

§ получение отрицательных оценок вызывает тревожность, дискомфорт, что приводит к пассивности и отказу от работы;

§ неустойчивость поведения осложняет работу на уроке и т.д.

Исходя из вышеперечисленных особенностей 6-летних детей, их обучение предполагает щадящий режим:

1. Продолжительность урока не больше 35 минут.

2. В перерывах между занятиями – физкультурные разминки, игры или прогулки.

3. Дневной сон.

4. Отсутствие домашних заданий.

5. Программа 3х-летнего обучения растянута на 4 года.

6. Большое количество общеразвивающих занятий (физкультура, ритмика, музыка, изобразительное искусство, труд, экскурсии).

7. Медицинский контроль за состоянием здоровья.

8. Особые программы и методы обучения.

Реализация этих принципов обучения не всегда удается, так как зависит от многих составляющих: материального состояния школы, методической и профессиональной компетенции педагогов, многих социальных факторов. В результате данный тип обучения имеет много проблем, и, прежде всего психологических.

По данным комплексных исследований в неблагоприятных условиях у детей ухудшается состояние здоровья: снижается вес, уменьшается количество гемоглобина в крови, снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, еще больше понижается работоспособность – все это отражается на успеваемости. В отдельных случаях возникают неврозы (тики, страхи, энурезы и т.д.), школьная дезадаптация.

По данным исследований Д.Б.Эльконина:

§ у 6-летних детей в условиях школы быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. У 7-летних первоклассников аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту.

§ Все 6-летние дети испытывают трудности адаптации: у одних появляются вялость, плаксивость, нарушаются сон и аппетит; другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми.

§ В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность уменьшается через 1,5 – 2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая неврозы и соматические болезни.


Современные представления о привязанности. Факторы, влияющие на формирование привязанности
Отношения между матерью и ребенком в раннем возрасте зависят от взаимодействия сложной многокомпонентной системы факторов, каждый из которых играет большую роль в реализации врожденных программ поведения ребенка. В первые месяцы жизни младенец растет и развивается в условиях психофизиологического «симбиоза» с матерью. С физиологической ...

Практическое применение убеждения. Технологии убеждения в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения. Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух ...

Методические особенности преподавания теоретической психологии: история психологии и общая психология
Преподавание теоретической психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методические особенности. Рассмотрим особенности методики преподавания относ ...