Cомнология в России
Страница 1

Велик вклад российских ученых в эту науку. Экспериментальная сомнология зародилась более 100 лет назад в России, ее основателем была М.М. Манассеина, ученица известного петербургского физиолога И.Р. Тарханова. В XX веке И.П. Павлов много и плодотворно размышлял о проблеме сна и ставил ее изучение в центр всей науки о высшей нервной деятельности. Это он сказал: «Ясное дело, что наша дневная работа представляет сумму раздражений, которая обуславливает известную сумму истощения, и тогда эта сумма истощения, дошедшая до конца, и вызывает автоматически, внутренним гуморальным путем, тормозное состояние, сопровождаемое сном».

Работа М.П. Денисовой и Н.Л. Фигурина, описавших в 1926 году периодические эпизоды учащения дыхания и движений глазных яблок во сне у детей, послужила отправной точкой для революционного открытия через четверть века «сна с быстрыми движениями глаз» (синонимы: парадоксальный сон, быстрый сон, сон со сновидениями и т.п.) крупнейшим сомнологом Н.Клейтманом и его аспирантом Ю.Азеринским.

Огромный ущерб нанесла русской физиологии победа догматиков, поддержанная Сталиным. В постсталинское время, в 1960–1980-е годы, в Советском Союзе фундаментальные исследования механизмов регуляции цикла бодрствование–сон приобрели значительный размах и велись в десятках лабораторий в различных городах страны. Но сомнология, как и вся «советская наука», страдала от изоляции и бюрократизации. С одной стороны, лишь немногие исследования проводились на мировом уровне и носили подлинно новаторский характер; с другой – достойные исследования не всегда получали достаточный резонанс и часто даже оставались неизвестными мировому научному сообществу.

После распада СССР почти все экспериментальные работы в области сомнологии были постепенно свернуты, смена поколений прекратилась, молодые ученые ушли из науки в другие сферы деятельности или уехали на работу за рубеж.

В настоящее время при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) эти работы возобновились. В Институте эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН (С.-Петербург) изучают взаимодействие терморегуляции и сна у гибернирующих (впадающих в зимнюю спячку) млекопитающих и птиц, фило- и онтогенетические аспекты регуляции циклов сна–бодрствования и взаимодействие механизмов сна и эпилепсии. В Институте нейрокибернетики им. А.Б. Когана и в Педагогическом университете (Ростов-на-Дону) исследуют нейрофизиологические механизмы сна, а в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН в Москве изучают особенности сна у морских млекопитающих (дельфинов, тюленей, котиков) и действие на сон различных биохимических соединений, образующихся в самом организме.

Сегодня в России интенсивно разрабатываются лишь медицинские аспекты сомнологии. В ряде городов России создаются клинические центры по нарушениям сна. Работает Международное научно-практическое общество сомнологов (СНГ) во главе с лидером российской «медицины сна» членом-корреспондентом РАМН А.М. Вейном. Под эгидой его и Минздрава РФ в 1998 и 2000 годах успешно прошли две всероссийские конференции по сомнологии.

В 50 км к востоку от Москвы расположена Черноголовская экспериментальная база РАН, предназначенная для изучения поведения и коммуникации диких животных в условиях, максимально приближенных к естественным. База располагает уникальной коллекцией млекопитающих различных отрядов: насекомоядных (землероек, ежей), рукокрылых, грызунов (особенно мышевидных), хищных (енотовидная собака, рысь, куньи), копытных (в том числе кабарга, для которой впервые в мировой практике удалось добиться стабильного размножения и разведения в неволе). База имеет необходимую инфраструктуру для нормальной исследовательской работы: домики для проживания ученых, лабораторные корпуса и вольеры, международный телефон, факсимильную и электронную связь.

Утришская морская станция в живописной местности на берегу Черного моря представляет собой лабораторный стационар для изучения морских млекопитающих и рыб. Здесь есть 7 экспериментальных бассейнов разного размера и вольеры с морской водой, в которых содержатся дельфины и ластоногие: настоящие и ушастые тюлени, каланы, моржи и пр. Хорошо отработана инфраструктура и этой станции: имеются около 30 лабораторных и жилых сооружений, столовая, складские помещения, эллинг, гараж, морозильные камеры для хранения корма для морских млекопитающих, оборудование для легководолазных работ, моторные лодки, автотранспорт.

Страницы: 1 2


Особенности развития внимания младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время обучение в школе начинается с 6-7 лет. Школьный коллектив берет на себя ответственность определить готовность ребенка к начальному обучению с помощью различных бесед с психологом. По мнению Б.Д. Эльконин ребенок, поступая в школу, переходи ...

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий ...

Вторая пара
Самоописание мальчика из интерната. Я, Л. А., ученик 7 класса. Я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура. Я считаю себя не совсем хорошим человеком, но все-таки не так уж чтобы и совсем плохим. Раньше мне казалось, что я многое могу и умею, а теперь нет. Мой воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный ...