Малые группы
Социальная группа - это общность людей, объединенных на основе некоторых признаков, относящихся к осуществлению ими совместной деятельности.
Классификация групп: 1. По величине:
- малые - от 2-х до 40-50-ти человек;
- большие - от 40-50-ти человек, вплоть до населения всей Земли.
Для решения творческих задач оптимальный состав -3-9 человек.
2. По возникновению:
- сложившиеся исторически;
- специально организованные;
- стихийные.
3. По особенностям общения:
ч реальные (при наличии межличностного общения);
- условные (например, символическая сборная мира по футболу).
4. По выраженности структуры:
- организованные (если есть руководство);
- неорганизованные.
5. По значению группы для личности:
- референтные (если члены группы ориентированы на ее ценности и нормы поведения; могут быть реальными и воображаемыми);
- индеферентные.
В практической деятельности чаще всего специалист взаимодействует с малыми группами.
Особенности малых групп:
- количественный состав - 2 - 50 человек;
- наличие совместной деятельности;
- непосредственное общение;
- определено время и место встреч;
- существуют групповые нормы;
- наличие руководства и лидерства (структуры).
Структура групп - определенная упорядоченность отношений в группе:
руководство (внешнее, формальное, официальное) - это официальная, организаторская деятельность, которую осуществляет в группе лицо, наделенное властью, обычно назначенное;
лидерство (внутреннее, неформальное, неофициальное) - это неофициальная организаторская деятельность, которую осуществляет лицо выделенное или выбранное самой группой.
Типы руководства: авторитарное (жесткое, единовластие, руководитель не прислушивается к мнению членов группы); либеральное (мягкое, руководитель часто меняет решения в зависимости от мнений членов группы); демократическое (руководитель принимает решения самостоятельно, но с учетом мнения большинства) комбинированное (сочетающее в себе авторитарное и либеральное).
Типы лидерства: инструментальный (в совместной деятельности); экспрессивный (в общении не связанным с совместной деятельностью) и универсальный (сочетающий в себе оба типа).
Психологические характеристики малых групп:
- эмоциональное отношение: общий тон общения, стиль отношений, сплоченность, степень единения;
- групповые нормы: нормы поведения, традиции, обычаи;
- групповые процессы развития - возникновение официальных и неофициальных групповых норм.
Факторы развития групп:
1. Специфика деятельности.
2. Личность руководителя.
3. Состав группы.
4. Однородность-разнородность группы.
5. Структура руководства.
6. Структура лидерства.
Этапы (уровни) развития групп (по характеру межличностных отношений):
1. Диффузная группа - слабо организованная, в которой совместная деятельность отсутствует, либо очень условна, отдельные межличностные отношения (чаще всего - вновь созданная).
2. Ассоциация - еще не достаточно организованная группа, межличностные отношения существуют, но они опосредованы личной значимостью и содержанием групповой деятельности.
3. Кооперация - межличностные отношения развиты и определены взаимовыгодным содержанием деятельности.
4. Коллектив - межличностные отношения развиты и определены совместной деятельностью, а также общественно полезным содержанием деятельности.
Положение личности в группе:
1. Статус - групповая оценка личности по показателям соответствия
социальных ожиданий и выполнения социальных ролей.
2. Позиция личности в группе:
- лидерская - ведомая;
- предпочитаемая - принебрегаемая;
- приятная - неприятная.
Методы
изучения
Экспериментальные
Изучение восприятия в науке шло экспериментальным путем. История науки знает многочисленные эксперименты, направленные на исследования свойств восприятия, закономерностей, факторов, влияющих на его продуктивность и т.д.
В качестве примера приведем эксперимент американского психолога И. Колера о перестройке пространст ...
Нарушения сна у детей
Эти расстройства многообразны и по структуре существенно отличаются от нарушений сна взрослых. Распространенность их в возрасте 1-5 лет составляет 25%. Наиболее часто у детей выявляются ПАРАСОМНИИ (различные феномены, возникающие в процессе сна) и ИНСОМНИИ (расстройства инициации и поддержания сна). Наиболее интересны и чаще встречаются ...
Эмоционально – волевая готовность
Имеется в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценка и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
В эмоционально – ...