Малые группы

Социальная группа - это общность людей, объединенных на основе некоторых признаков, относящихся к осуществлению ими совместной деятельности.

Классификация групп: 1. По величине:

- малые - от 2-х до 40-50-ти человек;

- большие - от 40-50-ти человек, вплоть до населения всей Земли.

Для решения творческих задач оптимальный состав -3-9 человек.

2. По возникновению:

- сложившиеся исторически;

- специально организованные;

- стихийные.

3. По особенностям общения:

ч реальные (при наличии межличностного общения);

- условные (например, символическая сборная мира по футболу).

4. По выраженности структуры:

- организованные (если есть руководство);

- неорганизованные.

5. По значению группы для личности:

- референтные (если члены группы ориентированы на ее ценности и нормы поведения; могут быть реальными и воображаемыми);

- индеферентные.

В практической деятельности чаще всего специалист взаимодействует с малыми группами.

Особенности малых групп:

- количественный состав - 2 - 50 человек;

- наличие совместной деятельности;

- непосредственное общение;

- определено время и место встреч;

- существуют групповые нормы;

- наличие руководства и лидерства (структуры).

Структура групп - определенная упорядоченность отношений в группе:

руководство (внешнее, формальное, официальное) - это официальная, организаторская деятельность, которую осуществляет в группе лицо, наделенное властью, обычно назначенное;

лидерство (внутреннее, неформальное, неофициальное) - это неофициальная организаторская деятельность, которую осуществляет лицо выделенное или выбранное самой группой.

Типы руководства: авторитарное (жесткое, единовластие, руководитель не прислушивается к мнению членов группы); либеральное (мягкое, руководитель часто меняет решения в зависимости от мнений членов группы); демократическое (руководитель принимает решения самостоятельно, но с учетом мнения большинства) комбинированное (сочетающее в себе авторитарное и либеральное).

Типы лидерства: инструментальный (в совместной деятельности); экспрессивный (в общении не связанным с совместной деятельностью) и универсальный (сочетающий в себе оба типа).

Психологические характеристики малых групп:

- эмоциональное отношение: общий тон общения, стиль отношений, сплоченность, степень единения;

- групповые нормы: нормы поведения, традиции, обычаи;

- групповые процессы развития - возникновение официальных и неофициальных групповых норм.

Факторы развития групп:

1. Специфика деятельности.

2. Личность руководителя.

3. Состав группы.

4. Однородность-разнородность группы.

5. Структура руководства.

6. Структура лидерства.

Этапы (уровни) развития групп (по характеру межличностных отношений):

1. Диффузная группа - слабо организованная, в которой совместная деятельность отсутствует, либо очень условна, отдельные межличностные отношения (чаще всего - вновь созданная).

2. Ассоциация - еще не достаточно организованная группа, межличностные отношения существуют, но они опосредованы личной значимостью и содержанием групповой деятельности.

3. Кооперация - межличностные отношения развиты и определены взаимовыгодным содержанием деятельности.

4. Коллектив - межличностные отношения развиты и определены совместной деятельностью, а также общественно полезным содержанием деятельности.

Положение личности в группе:

1. Статус - групповая оценка личности по показателям соответствия

социальных ожиданий и выполнения социальных ролей.

2. Позиция личности в группе:

- лидерская - ведомая;

- предпочитаемая - принебрегаемая;

- приятная - неприятная.


Возрастные кризисы. Понятие возрастного кризиса
Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии. В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним или/и внутренним факторам, воздействия которых именно в данной (и никакой дру ...

Умение слушать
Умение слушать — один из главных показателей культуры человека — особо важное значение приобретает в деловых отношениях, так как один из основных принципов ведения деловых бесед и коммерческих переговоров — исключительное внимание к говорящему человеку. Если вы покажете ему, что вы заинтересованный слушатель, это будет самым приятным ко ...

Операции мышления. Виды мышления
Для того, чтобы вычленить и понять отношения и связи между элементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия- операции соотнесения элементов друг с другом. Мыслительные, производимые с помощью физических или умственных действий операции соотнесения: · сравнение, с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия ...