Малые группы

Социальная группа - это общность людей, объединенных на основе некоторых признаков, относящихся к осуществлению ими совместной деятельности.

Классификация групп: 1. По величине:

- малые - от 2-х до 40-50-ти человек;

- большие - от 40-50-ти человек, вплоть до населения всей Земли.

Для решения творческих задач оптимальный состав -3-9 человек.

2. По возникновению:

- сложившиеся исторически;

- специально организованные;

- стихийные.

3. По особенностям общения:

ч реальные (при наличии межличностного общения);

- условные (например, символическая сборная мира по футболу).

4. По выраженности структуры:

- организованные (если есть руководство);

- неорганизованные.

5. По значению группы для личности:

- референтные (если члены группы ориентированы на ее ценности и нормы поведения; могут быть реальными и воображаемыми);

- индеферентные.

В практической деятельности чаще всего специалист взаимодействует с малыми группами.

Особенности малых групп:

- количественный состав - 2 - 50 человек;

- наличие совместной деятельности;

- непосредственное общение;

- определено время и место встреч;

- существуют групповые нормы;

- наличие руководства и лидерства (структуры).

Структура групп - определенная упорядоченность отношений в группе:

руководство (внешнее, формальное, официальное) - это официальная, организаторская деятельность, которую осуществляет в группе лицо, наделенное властью, обычно назначенное;

лидерство (внутреннее, неформальное, неофициальное) - это неофициальная организаторская деятельность, которую осуществляет лицо выделенное или выбранное самой группой.

Типы руководства: авторитарное (жесткое, единовластие, руководитель не прислушивается к мнению членов группы); либеральное (мягкое, руководитель часто меняет решения в зависимости от мнений членов группы); демократическое (руководитель принимает решения самостоятельно, но с учетом мнения большинства) комбинированное (сочетающее в себе авторитарное и либеральное).

Типы лидерства: инструментальный (в совместной деятельности); экспрессивный (в общении не связанным с совместной деятельностью) и универсальный (сочетающий в себе оба типа).

Психологические характеристики малых групп:

- эмоциональное отношение: общий тон общения, стиль отношений, сплоченность, степень единения;

- групповые нормы: нормы поведения, традиции, обычаи;

- групповые процессы развития - возникновение официальных и неофициальных групповых норм.

Факторы развития групп:

1. Специфика деятельности.

2. Личность руководителя.

3. Состав группы.

4. Однородность-разнородность группы.

5. Структура руководства.

6. Структура лидерства.

Этапы (уровни) развития групп (по характеру межличностных отношений):

1. Диффузная группа - слабо организованная, в которой совместная деятельность отсутствует, либо очень условна, отдельные межличностные отношения (чаще всего - вновь созданная).

2. Ассоциация - еще не достаточно организованная группа, межличностные отношения существуют, но они опосредованы личной значимостью и содержанием групповой деятельности.

3. Кооперация - межличностные отношения развиты и определены взаимовыгодным содержанием деятельности.

4. Коллектив - межличностные отношения развиты и определены совместной деятельностью, а также общественно полезным содержанием деятельности.

Положение личности в группе:

1. Статус - групповая оценка личности по показателям соответствия

социальных ожиданий и выполнения социальных ролей.

2. Позиция личности в группе:

- лидерская - ведомая;

- предпочитаемая - принебрегаемая;

- приятная - неприятная.


Анализ результатов
Анализ результатов будет проводится параллельно по двум классам, которые будут обозначаться – класс А и класс Б. Результатом социометрии стало получение социометрических коэффициентов, при помощи которых были выделены подгруппы внутри групповой структуры класса:“звезды”, предпочитаемые, принятые и изолированные. Результаты представлены ...

Особенности психического развития в дошкольном возрасте
Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности ведущих психических процессов. Этот факт отмечался практически всеми учеными, занимавшимися этим возрастным периодом. Л.С. Выготский, который отмечал развитие произвольности как одну из важнейших характеристик дошкольного возраста, связывал это с появле ...

Выводы
Семья всегда находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Именно в традиционной семье, скрепленной официальными или традиционными узами, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываю ...