Малые группы
Социальная группа - это общность людей, объединенных на основе некоторых признаков, относящихся к осуществлению ими совместной деятельности.
Классификация групп: 1. По величине:
- малые - от 2-х до 40-50-ти человек;
- большие - от 40-50-ти человек, вплоть до населения всей Земли.
Для решения творческих задач оптимальный состав -3-9 человек.
2. По возникновению:
- сложившиеся исторически;
- специально организованные;
- стихийные.
3. По особенностям общения:
ч реальные (при наличии межличностного общения);
- условные (например, символическая сборная мира по футболу).
4. По выраженности структуры:
- организованные (если есть руководство);
- неорганизованные.
5. По значению группы для личности:
- референтные (если члены группы ориентированы на ее ценности и нормы поведения; могут быть реальными и воображаемыми);
- индеферентные.
В практической деятельности чаще всего специалист взаимодействует с малыми группами.
Особенности малых групп:
- количественный состав - 2 - 50 человек;
- наличие совместной деятельности;
- непосредственное общение;
- определено время и место встреч;
- существуют групповые нормы;
- наличие руководства и лидерства (структуры).
Структура групп - определенная упорядоченность отношений в группе:
руководство (внешнее, формальное, официальное) - это официальная, организаторская деятельность, которую осуществляет в группе лицо, наделенное властью, обычно назначенное;
лидерство (внутреннее, неформальное, неофициальное) - это неофициальная организаторская деятельность, которую осуществляет лицо выделенное или выбранное самой группой.
Типы руководства: авторитарное (жесткое, единовластие, руководитель не прислушивается к мнению членов группы); либеральное (мягкое, руководитель часто меняет решения в зависимости от мнений членов группы); демократическое (руководитель принимает решения самостоятельно, но с учетом мнения большинства) комбинированное (сочетающее в себе авторитарное и либеральное).
Типы лидерства: инструментальный (в совместной деятельности); экспрессивный (в общении не связанным с совместной деятельностью) и универсальный (сочетающий в себе оба типа).
Психологические характеристики малых групп:
- эмоциональное отношение: общий тон общения, стиль отношений, сплоченность, степень единения;
- групповые нормы: нормы поведения, традиции, обычаи;
- групповые процессы развития - возникновение официальных и неофициальных групповых норм.
Факторы развития групп:
1. Специфика деятельности.
2. Личность руководителя.
3. Состав группы.
4. Однородность-разнородность группы.
5. Структура руководства.
6. Структура лидерства.
Этапы (уровни) развития групп (по характеру межличностных отношений):
1. Диффузная группа - слабо организованная, в которой совместная деятельность отсутствует, либо очень условна, отдельные межличностные отношения (чаще всего - вновь созданная).
2. Ассоциация - еще не достаточно организованная группа, межличностные отношения существуют, но они опосредованы личной значимостью и содержанием групповой деятельности.
3. Кооперация - межличностные отношения развиты и определены взаимовыгодным содержанием деятельности.
4. Коллектив - межличностные отношения развиты и определены совместной деятельностью, а также общественно полезным содержанием деятельности.
Положение личности в группе:
1. Статус - групповая оценка личности по показателям соответствия
социальных ожиданий и выполнения социальных ролей.
2. Позиция личности в группе:
- лидерская - ведомая;
- предпочитаемая - принебрегаемая;
- приятная - неприятная.
Психологические особенности неформальных групп
В отличие от формальной, неформальная группа имеет следующие особенности: не оформлена юридически, не определены структура и функции, не регламентирована,
Функции неформальных групп:
- самоопределения (для ухода от излишней опеки);
- инструментальная (для движения через группу к своим целям);
- эмоциональная (для поиска симпатии дру ...
Эффект суггестии в психологии и его использование в рекламной деятельности
Суггестия, или внушение, - это процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, не требующий ни развернутого логического анализа, ни оценки. Внушение осуществляется с целью создания определенных состояний или побуждений к определенным действиям. Суть внуше ...
Психическое развитие
Психическое развитие – это многосторонний и динамичный процесс, охватывающий потенциальные возможности и реальные психические проявления человека: темперамент, способности, особенности мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер.
В возрастной психологии, психическое развитие – это закономерные изменения челов ...