Психологические особенности массовидных явлений
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Психологические особенности массовидных явлений

Массовидные формы поведения - совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива).

Основные признаки массовидных форм поведения:

- поведение неадекватное ситуации;

- схожесть поступков.

Разновидности массовидных форм поведения: толпа; паника; слухи; мода; зрелище, психологическое заражение.

Толпа - контактная неорганизованная общность людей, объединенная высоким уровнем конформизма. Состояние личности в толпе:

1. Повышенный уровень эмоционального восприятия.

2. Повышенная внушаемость.

3. Подавлено чувство ответственности за собственное поведение.

4. Появление чувства силы.

5. Сознание анонимности. Классификация толпы:

1. Случайная толпа (зеваки).

2. Экспрессивная (совместное переживание радости или горя).

3. Конвенциальная (с совместными интересами, например, зрители футбольного матча).

4. Действующая толпа (разновидности: экстазическая, спасающаяся, агрессивная, стяжательная, повстанческая).

Этапы изменения поведения в толпе:

1. Скапливание.

2. Циркулярные реакции (сразу после события, снятие норм поведения).

3. Кружение (обострение чувств, готовность к совместным действиям).

4. Активизация (через дополнительное стимулирование, подначивание).

Паника - эмоциональное состояние проявляющееся в импульсивных действиях, возникающее как следствие либо недостатка информации о пугающей ситуации, либо ее искажения.

Разновидность паники - ажиотаж - массовое возбуждение, сопровождаемое лихорадочной деятельностью.

Причины паники и ажиотажа: страх, неуверенность, отсутствие групповой организации,

Окончание паники - по мере выхода из нее отдельных членов.

Слухи - массовое проявление веры в искаженную информацию. Пути возникновения слухов: непреднамеренный, преднамеренный. Прекращение слухов: блокада активных членов, контрслухи (пропаганда).

Мода как массовидное явление - неадекватное изменение поведения, связанное со «слепым» копированием чего-либо, при сниженной оценки целесообразности измененного повеления.

Зрелище - неадекватно эмоциональное восприятие действия на специально организованном мероприятии под влиянием фактора публичности. Основные виды зрелищ: искусство, спорт. В спорте, в отличии от искусства:

- все происходит на самом деле, в искусстве - отраженная действительность;

- действия неповторимы;

- импровизация;

- более свободное поведение зрителей. Функции спортивного зрелища:

- демонстрация социально-ценных качеств (например, коллективизма);

- демонстрация спортивного совершенства;

- пропаганда вида спорта;

- стимуляция роста спортивного мастерства для занимающихся;

- идентификация зрителей со спортсменами (например, можно судить по выражению: «Мы победили!»).

- отдых для зрителей (нахождение в эмоциональном симбиозе, «растворение» в массе;

Поведение болельщиков имеет две формы: по внутреннему содержанию, по внешним атрибутам (например, «фанатизм»).

Психологическое заражение - массовый психоз, протекающий на бессознательном уровне, которым могут быть заражены целые народы (например, поиском «врагов» народа).

Массовые коммуникации (через средства массовой коммуникации -СМИ). Социальные функции СМИ:

- информационная;

- пропагандистская (манипулятивная);

- воспитательная.

СМИ обладают крупномасштабным действием. Если СМИ только выдают факты и не побуждают к размышлению над причинами и следствиями этих фактов, то они создают малосведущую личность, склонную к участию в массовидных явлениях. (Например, СМИ утверждают, что при социализме образование и медицинское обслуживание были бесплатными. Но если учителя и врачи получали зарплату, то кто-то им платил. Кто? Население. Просто было другое распределение денежных средств).

Страницы: 1 2


Теоретические основы делового общения. Деловое общение: понятие, содержание, структура, цели, средства и функции
Существуют разные виды общения: личное, деловое, формальное, ритуальное. Они отличаются друг от друга по цели, отношениям участников общения между собой, и формам поведения. Деловое общение – особый вид общение, для которого характерно взаимодействие с целью обмена деятельностью, информацией или влиянием. У делового общения должен быть ...

Адаптация
Цель: Адаптация образовательной программы к конкретным условиям функционирования. Содержание деятельности: — модификация программного содержания; — констатация результатов адаптации программного содержания. К примеру, практически все образовательные программы основываются на возрастной дифференциации, где каждому возрастному этапу с ...

Бихевиоризм как наука о поведении
Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. Причем на первое место в проведении исследований данного направления ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. Поэтому лишь за одно десятилетие ...