Символика
Страница 1

Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).

K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фиолетовом цвете одновременно утверждают себя энергии и красного, и синего цвета, которые в то же время борются друг с другом.

В. Кандинский воспринимал фиолетовый цвет как охлажденный красный цвет, в физическом и психическом смысле. Он несет в себе поэтому что-то болезненное, затухающее, что-то печальное (Кандинский В., 1996, с. 181-220).

H. Frieling и X. Auer (Frieling H., Auer X., 1956), учитывая тревожное воздействие фиолетового цвета, вызывавшего у И.В. Гете, как уже говорилось, ужас конца света, даже рекомендуют использовать фиолетовый цвет для отметок мест радиоактивного заражения.

J. Chevalier (Chevalier J., Ghreerbrant A., 1974), напротив, видит в фиолетовом цвете уравновешенное сочетание пропорций красного и синего цвета. Фиолетовый цвет символизирует для него опосредующее начало, равновесие между небом и землей, органами чувств и духом, страстью и разумом, любовью и мудростью. Таким образом, для J. Chevalier фиолетовый цвет - это цвет меры, сдержанности и соответствия.

I.C. Cooper, автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицирует фиолетовый цвет по четырем категориям:

1) знание и интеллект;

2) религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;

3) тревога, волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;

4) возраст и старость.

Для него фиолетовый цвет - это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).

Иоланда Якоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контексте объединения двух крайних эмоциональных противоположностей - двух полюсов - синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет - это цвет “величия, мистики и мудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенное знание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. В церковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего, покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа с плотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизирует божественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизирует человеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.

Идущая от К.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цвет может означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляя собой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая еще предшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.

М. Люшер также считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как бы пытается слить воедино противоположности красного цвета, как выражения импульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражения нежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цвете выражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства в духе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление (“participation mystique”), например, между человеком и животным, так называемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.

Выражая такое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. В соответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание “магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит также желание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожение субъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположность между желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое и волшебное, символизируемое фиолетовым цветом.

Страницы: 1 2 3


Исследование отношения к браку у лиц 25-35 лет. Организация и методика проведения исследования
Рабочий план исследования. Исследование включило в себя следующие этапы: 1) определение поля и объекта исследования - подбор респондентов; 2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез, вопросов; 3) тиражирование вопросов, для желательного освещения в сочинении; 4) сбор первичной информации и ее обработка (без помо ...

Особенности личности пожилого (старого) человека
1. Изменение самосознания. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния оттого, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Э. Эриксон выделяет несколько хара ...

А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций; деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность – это со ...