Символика
Страница 1

Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).

K. Köstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фиолетовом цвете одновременно утверждают себя энергии и красного, и синего цвета, которые в то же время борются друг с другом.

В. Кандинский воспринимал фиолетовый цвет как охлажденный красный цвет, в физическом и психическом смысле. Он несет в себе поэтому что-то болезненное, затухающее, что-то печальное (Кандинский В., 1996, с. 181-220).

H. Frieling и X. Auer (Frieling H., Auer X., 1956), учитывая тревожное воздействие фиолетового цвета, вызывавшего у И.В. Гете, как уже говорилось, ужас конца света, даже рекомендуют использовать фиолетовый цвет для отметок мест радиоактивного заражения.

J. Chevalier (Chevalier J., Ghreerbrant A., 1974), напротив, видит в фиолетовом цвете уравновешенное сочетание пропорций красного и синего цвета. Фиолетовый цвет символизирует для него опосредующее начало, равновесие между небом и землей, органами чувств и духом, страстью и разумом, любовью и мудростью. Таким образом, для J. Chevalier фиолетовый цвет - это цвет меры, сдержанности и соответствия.

I.C. Cooper, автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицирует фиолетовый цвет по четырем категориям:

1) знание и интеллект;

2) религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;

3) тревога, волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;

4) возраст и старость.

Для него фиолетовый цвет - это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).

Иоланда Якоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контексте объединения двух крайних эмоциональных противоположностей - двух полюсов - синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет - это цвет “величия, мистики и мудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенное знание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. В церковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего, покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа с плотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизирует божественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизирует человеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.

Идущая от К.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цвет может означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляя собой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая еще предшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.

М. Люшер также считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как бы пытается слить воедино противоположности красного цвета, как выражения импульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражения нежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цвете выражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства в духе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление (“participation mystique”), например, между человеком и животным, так называемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.

Выражая такое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. В соответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание “магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит также желание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожение субъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположность между желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое и волшебное, символизируемое фиолетовым цветом.

Страницы: 1 2 3


Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, ...

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравств ...

Анализ данных констатирующего эксперимента
Испытуемым была предложена методика Шульте-Горбова, в ходе обработки данных были получены следующие результаты, которые наглядно изображены в диаграмме (рис. 1), количественные же показатели по данной методике представлены в Приложении 4. Рис. 1. Количественные показатели уровня переключаемости внимания среди всех испытуемых (в абс. ...