Биологическое и социальное в структуре личности

Личность в психологии » Биологическое и социальное в структуре личности

Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии. Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформерованные под воздействием двух различных факторов – биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что личность человека распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организации. Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. Первая включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, а вторая – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы и др. Эндопсихика, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность, экзопсихике, которая определяется социальным фактором. Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъектом исторического процесса, не могла сохранять биологическую структуру, рядоположенную и равноправную структуре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная системы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей. Однако биологическое, входя в личность человека, становиться социальным.

Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образует единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.


Тест «Способны ли вы управлять собой»
Прочитайте утверждения, на которые следует отвечать «да» или «нет». Ответ «да» означает (+1) балл, ответ «нет» - (1) балл. 1.У меня не хватает терпения долго хладнокровно думать, разбираться в том, что не решается сразу. 2.В своих мыслях не люблю заглядывать далеко вперед. 3.Редко задумываюсь о главных целях своей жизни. 4.Продуманн ...

Проблема обучения детей с 6 лет
Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память, специфика внимания такова, что ребенок способен продуктив ...

Завершение беседы
Последний этап беседы — ее завершение. Успешно завершить беседу — это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи: — достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели; — обеспечение благоприятной атмосферы; — стимулирование собеседника к выполнению намеченны ...