Психологическое консультирование, его цели, задачи, формы, виды, теории и модели. Определение психологического консультирования

Инфо по психологии » Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса » Психологическое консультирование, его цели, задачи, формы, виды, теории и модели. Определение психологического консультирования

Выявление объекта помощи является доминирующей интенцией консультирования. Необходимо показать человеку его основные проблемы, стоящие препятствием к дальнейшему развитию и довести до ауторефлексии причины его психологических проблем. В эмпантийном общении, консультант использует свои способности для активизации способностей клиента.

Во всех видах помощи «помощник» должен уметь выстраивать отношения, а для достижения системных изменений необходимо также уметь работать с группами, структурами, правилами и организациями. Консультант может, в случае необходимости, использовать различные стратегии, а не только собственно консультирование, однако в эти стратегии должны быть встроены элементы консультирования. Консультирование может рассматриваться и как стратегия, и как технология, и как метод профессиональной помощи.

Основные причины фундаментальной связи между психологией и консультированием следующие:

- цели консультирования имеют связанный с сознанием аспект: в различной степени все консультационные подходы фокусируются на изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно;

- консультирование не является чем-то статичным, оно подразумевает обмен мыслями между консультантами и клиентами, а также протекание мыслительных процессов отдельно у консультантов и у клиентов; кроме того, большая часть информации, полученной при консультировании, проявляется в сознании клиентов в интервалах между занятиями, а также в периоды, когда клиенты пытаются помочь себе сами после окончания консультирования;

- основополагающие теории, «питающие» консультирование, и использующиеся в нем воздействия являются психологическими.

Консультирования также имеет определение процесса, адресованного в первую очередь тем, кто страдает от определенного психологического напряжения и психологической неприспособленности. Но несмотря на множественность определений консультирования, все они включают несколько основных положений:

- консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению, добровольно;

- консультирование помогает обучаться новому поведению;

- консультирование способствует развитию личности;

- в консультировании акцентируется ответственность клиента (деонтологический принцип), т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента;

- сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.

По причине повышенного спроса современного человека на гуманистические теории, остановимся на «клиент-центрированной» терапии, основоположником которой является известный американский психотерапевт К. Роджерс. Он выделил три основных принципа этого направления:

- каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

- каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

- каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Эта теория имеет наибольший эффект только тогда, когда рассматривается как одна сторона многогранника психологических взаимоотношений, которые необходимо требуют опираться на категории сочувствия, сострадания, взаимопомощи и взаимоподдержки.


А.Н. Леонтьев о сущности и структуре сознания
сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния; первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания стано ...

Разработка теста для исследования уровня креативности менеджеров по рекламе
Для разработки теста для исследования уровня креативности менеджеров по рекламе мы использовали следующие ранее разработанные методики: 1. Тест вербальной креативности (RAT) С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант) – тест позволяет сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности. 2. Тест ...

Практическое применение убеждения. Технологии убеждения в деловом общении
Если исходить из понимания «деловой» ситуации, можно заметить, что она предполагает довольно широкий круг ситуаций, как в профессиональном общении, так и в повседневной жизни. Тем не менее, оно оказывается созвучным и современному пониманию делового общения. Под деловым общением обычно имеется в виду процесс речевого взаимодействия двух ...