Цели и задачи консультативной помощи
Страница 1

Повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи.

Консультирование обязательно должно включать научение клиента видению своих проблем, психологических комплексов и недостатков. Для этого нужно привнесение в его жизнь новых ценностей, ставящих перед ним необходимый для достижения идеал; альтернативных ракурсов видения жизни, выявляющих «падшее» состояние клиента; способности вырабатывать решения собственных проблем, опираясь на качественные методы реализации решения и реализовать их на практике. Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния совершенства, т.е. приближенного равенства поставленному идеалу. Задачи развития – это основные задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Принцип совершенствования в духовной, морально-нравственной и интеллектуальной сферах своей внутренней жизни можно назвать одним из основных принципов жизни, вносящих огромный смысл в остальную деятельность человека.

В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта, состояния гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. По А. Маслоу, полная актуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Можно выделить несколько универсальных целей психологического консультирования, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

- способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения: общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков; будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

Страницы: 1 2


А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов
мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые; осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа; неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоци ...

Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков
Наиболее значимыми социально-психологически ми характеристиками личности, выражающими систему ее отношений к различным сторонам действительности, выступают ценностные ориентации и установки. Если ценностные ориентации характеризуют систему внутренней регуляции поведения, и их можно отнести к содержательной стороне процесса социализации, ...

Малые группы
Социальная группа - это общность людей, объединенных на основе некоторых признаков, относящихся к осуществлению ими совместной деятельности. Классификация групп: 1. По величине: - малые - от 2-х до 40-50-ти человек; - большие - от 40-50-ти человек, вплоть до населения всей Земли. Для решения творческих задач оптимальный состав -3-9 ...