Сознание и бессознательное как феномен

Чего в человеке больше – разума или неразумного? В нем есть и то, и другое. В течение многих тысячелетий человек вообще был неразумным существом. Бессознательное и сегодня во многом определяет поступки и мысли человека, но он наделен рассудком, и в этом своеобразная эксцентрика человека как живого существа.

Любое проявление бессознательного представляет собой ценный акт человеческой психики, наделенный определенным смыслом, хотя и не осознаваемый индивидом. Феномен человеческой психики состоит и в том, что мозг обладает такими структурами, которые фиксируют общее бессознательное, присущее всему человечеству.

Коллективное бессознательное (термин ввел швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг) состоит из общечеловеческих первообразов – архетипов. Это структурные элементы коллективного бессознательного не только индивидов, но и предшествующих поколений. Согласно Юнгу, эти образы живут в нашей психике, а “берутся” они из общечеловеческого опыта, а не из нашего собственного.

В древности люди представляли себе жизнь как череду бесконечно сменяющихся событий, которые движутся по кругу. Круг как нельзя лучше символизировал неизбежность событий. Проходит жизнь, века сменяют друг друга, но время вечно, и ничто не в силах замедлить или остановить его ход.

Современному человеку эти прообразы могут показаться очень далекими. Но это не так. “ Юнг открыл, что в культурном творчестве, в мифах, сказках, легендах, эпосе, в литературе, живописи и даже в сновидениях, в искажениях сознательного поведения, повсеместно и во все времена обнаруживаются некие устойчивые мотивы”.[7] Это и есть архетипы.

Бессознательное – это такое же исключительное проявление человека, как сознание; оно определяется общественными условиями существования человека. В нашем бессознательном можно обнаружить некие стандарты, позволяющие сопоставить потоки видений. У каждого типа видений свои собственные истоки и своя особая природа.

Первый тип видений – это эстетический опыт. Когда бессознательное вырывается из-под контроля сознания, человек видит необычные цветовые пятна, форма и тон которых постепенно меняются; рождаются картины с фантастическими ландшафтами. Это свидетельствует о том, что психологические состояния человека воплощаются в эстетических образах.

Второй тип видений основан на конкретном биографическом опыте. Их образы рождаются из индивидуального бессознательного. Человек как бы заново проживает некоторые события своей жизни. Наше прошлое не выстраивается в памяти в виде череды конкретных и последовательных эпизодов, поэтому природа распорядилась так, что вспышки памяти озаряют неожиданно. То, что происходит с человеком, не растворяется и не исчезает, а уходит в глубины подсознания.

Третий тип видений – своего рода сенсация, основанная на неизгладимом и разносторонним феномене рождения ребенка. Психологи считают, что при рождении ребенок испытывает сильнейший стресс. В результате в психике плода происходят глубочайшие изменения. Культурологи считают, что вся мировая мифология рождена именно психическим опытом младенца.

Подсознание человека способно вынести на поверхность то, что близко и понятно индивиду. Но в глубинах психики возникают образы, выходящие за пределы той культуры, в которой живет конкретный человек, например, Китай, Япония, Индия, Египет и др. Совершенно очевидно, что в его индивидуальной памяти эти воспоминания не могут быть подкреплены конкретностью видений, но впечатления довольно яркие. Казалось бы, все это можно объяснить как коллективное бессознательное, однако данный опыт ученые склонны называть трансперсональным, т.е. относящимся к совокупному общечеловеческому достоянию. Это последний, четвертый тип видений.

Картина человеческой психики сложна и многогранна. Представления о бессознательном носят пока фрагментарный характер, поскольку это очень сложная структура, имеющая свои ярусы. В процессе исследования психики обнаружились такие грани бессознательного и глубинные противоречия сознания, что ученые и мыслители уже выражают сомнение в том, что разум может успешно вести человечество за собой. Но разум способен перевести бессознательное в сознание, которое является, в свою очередь, ценным средством возвышения человечества.


Техники релаксации
Наиважнейшим понятием при занятиях релаксацией является генерализация, то есть распространение эффекта релаксации. Дело в том, что несистематические и поверхностные занятия релаксацией дают лишь временный, неполный эффект. И только регулярные занятия по правильной методике приводят к стойкой генерализации эффекта — тогда у человека стой ...

Характеристика дауншифтинга как новой тенденции трудового поведения. Понятие дауншифтинг и история его возникновения
В толковых словарях русского языка слово «дауншифтер» обозначает человека, который уходит с напряженной работы, чтобы вести более простую жизнь. Еще одно определение гласит, что дауншифтеры – это прямая антитеза стремившихся к приобретению богатства и материальных ценностей yuppie 80-х годов. Дауншифтеры считают, что время важнее денег, ...

Невербальные средства общения
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик ли ...