Выделение психологии в самостоятельную науку

Инфо по психологии » История психологии » Выделение психологии в самостоятельную науку

Предпосылки выделения психологии в самостоятельную экспериментальную науку:

1. Естественно-научные предпосылки: (смотри предыдущий вопрос);

2. Теоретические предпосылки: появление новых философских идей- Герберт Спенсер («социальный дарвинизм»); развитие ассоцианистской концепции в трудах Джеймса Миллл и Джона Стюарта Милля («ментальная химия»); прочное установление в науке того времени принципа эмпиризма.

Экспериментальная психология зародилась в Германии, а не в другой европейской стране, потому что германская наука отдавала приоритет тщательному и полному сбору исследуемых фактов, опиралась на индуктивный путь познания, в то время как во Франции и Англии предпочтение отдавалось дедуктивным и математическим подходам, из-за чего даже биологию в этих странах признали наукой поздно. В 1877 году Кембридж (Англия) наложил вето на запрос о преподавании экспериментальной психологии, потому что это «оскорбление религии - класть душу человека на чашу весов». В Германии было множество университетов, финансировавшихся государством, тогда как в других странах для занятий наукой необходимо было быть человеком состоятельным. Впервые экспериментальное исследование психики применили четверо немецких учены к. Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер и Вильгельм Вундт. Каждый из них методом эксперимента осуществил важные научные исследования в области психических процессов Но один из этих ученых - В. Вундт (1832-1920) явился не только теоретическим, но и организационным основоположником оформления психологии в качестве формальной академической дисциплины «Когда уже родились все главные идеи, некий человек берется за их организацию, дополняет тем, что кажется ему существенным, издает и афиширует их, настойчиво утверждает их и вскоре «учреждает» научное направление». Вклад Вундта в основание современной психологии заключается не столько в его уникальных научных открытиях, сколько в его «героической пропаганде эксперимгнтализма».

3. Организационные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку: создание Вундтом первой лаборатории в 1879г. в г. Лейпциге (впоследствии исследовательского института), открытие кафедры при университете, учреждение журнал. Программа построения психологии как самостоятельной науки В. Вундта (изложена в книгах «Материалы к теории чувственного восприятия» 1862г., «Лекции о душе человека и животных» 1863г., «Основы физиологической психологии» 1874г.).

1. Простые психические процессы, например ощущения, восприятия, эмоции, необходимо изучать методом эксперимента с применением интроспекции (испытуемые дают отчет о своих психических переживаниях);

2. Высшие психические функции, например, мышление нельзя изучать методом эксперимента, для них подходит метод анализа продуктов деятельности.

Предметом психологии Вундт назвал «непосредственный опыт» - сознание, Он считал, что сознание состоит из отдельных элементов (ощущений и эмоций), которые, соединяясь между собой, образуют более сложные психические явления Задачи психологии Вундт видел в том, чтобы: А) путем анализа выделять в поле сознания исходные элементы; Б) установить характер связи между ними; В) найти законы этой связи. Психологическое направление, разрабатывающее Вундтовский подход к исследованию психики, получило название «структурная психология» (структурализм). Вундт в начале своей научной карьеры разрабатывал «первую ветвь психологии» - экспериментальную, а в конце своего научного пути (1900-1920 гг.) осуществил свой план работы над «второй ветвью» - отследил стадии развития человеческих психических процессов в культурно-историческом аспекте, анализируя такие «продукты деятельности», как язык, мифы, искусство, социальные устои, законы, мораль Значение теоретического и экспериментального наследия Вундта в современной науке оцениваются не очень высоко. Но Вундт явился учителем очень многих крупных психологов, приезжавших к нему в Лейпциг из всех уголков мира, в том числе из Америки и России.

В России одновременно с Вундтом в 60-70х гг. 19 в программу построения психологии на эмпирической основе создал И. М. Сеченов («Рефлексы головного мозга» 1863 г., «Кому и как разрабатывать психологию» 1873 г., «Элементы мысли» 1878 г).


Зависть
Социальная нестабильность в обществе, экономическая дифференциация его членов, тяжелые условия жизни значительной части населения провоцируют развитие ряда негативных деструктивных компонентов личности, которые в значительной мере влияют на судьбу отдельного человека, целой общности, нации. Одной из таких характеристик является зависть. ...

Особенности деятельности не слышащих детей
У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности в формировании движений в связи с нарушением слухового анализатора, которому принадлежит ведущая роль в контроле за точностью, ритмичностью, скоростью движений. Кроме того, замедленность формирования кинестетических восприятий, возникающая в связи с нарушением взаимодействия анализатор ...

Кризис «середины жизни»
Наиболее дискуссионным вопросом является вопрос о кризисе середины жизни, его хронологических границах, содержании и применении в отношении кризиса понятия нормативности. В связи с последним, некоторые западные исследователи придерживаются «модели перехода» и определяют задачи развития для каждого периода взрослости. Большое значение пр ...