Групповая динамика

Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

Задачи группы тренинга - совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.

Общие задачи:

1. Исследование психологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в ее решении.

2. Изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации.

3. Приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми.

4. Содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала, достижению оптимальной работоспособности, ощущению счастья.

5. Устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.

Нормы группы – это принятые правила поведения, руководящие действием участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Типичными нормами психокоррекционных групп является самораскрытие и честность, подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость. Нормы могут задаваться руководителем группы (общие принципы т правила поведения групповой работы) или вырабатываться самой группой (ритуалы встреч и прощаний, девиз группы и т.д.).

Групповое напряжение – во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу, во взглядах, отношениях и потребностях. Необходимость приспособления к группе ограничивает потребности отдельных членов группы, расстраивает их планы. В результате появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, между группой и руководителем. Возникающее напряжение естественно возникает при взаимной интеракции членов группы. Оно необходимо как движущая сила, импульс, который стимулирует усилия изменить свое теперешнее состояние, как фактор, поддерживающий ориентацию проводимого обсуждения на высказывание отрицательных переживаний и чувств, как фактор, который побуждает проявление негативных стереотипов поведения.

Фазы развития группы – этот процесс начинается со стадии зависимого поведения, происходит через возникновение, обострение, разрешение внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем. Выделяются следующие фазы группового процесса:

1 фаза – ориентация и зависимость;

2 фаза – конфликты и протест;

3 фаза – развитие связей и сотрудничество;

4 фаза- целенаправленная деятельность

Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т.д. Тем не менее от реального мира это искусственно создания лаборатория отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимента. Здесь возможно решение задач, которое неразрешимы в реальной жизни.

Т- группы или группы социально – психологического тренинга, большой частью создаются и используются для обучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В них обсуждаются проблемы с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения. Поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а так же способность быть и оставаться самим собой во взаимодействии с людьми. СПТ направлен на овладевание определенными социально- психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностей персонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение, состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а так же развивается способность гибко реагировать на ситуацию быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах.


Три теории лидерства
Существует три теории (подхода) в происхождении лидерства: 1. "Теория черт лидера"; 2. "Ситуационная теория лидера"; 3. "Системная теория лидера". "Теория черт лидера" - так же она называется харизматической теорией, и состоит в том, что качества и задатки лидера являются врожденными и образую ...

Постановка проблемы установки. Иллюзия объема
Возьмем два разных по объему, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчетливо отличались бы друг от друга по объему, но по весу и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Предложим испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объему, причем один (например, меньший) — в правую, ...

Теории привязанности
Боулби Дж.(1973), основоположник «Теории привязанностей», его последователь Эйнсворт М.(1979) и другие (Фалберг В.(1995), Спитц Р.А.(1968), а также Авдеева Н.Н.(1997), Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е (1995)), доказали важность привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями (лицами, их заменяющими), важность формир ...