Причины депрессий в школе
Страница 1

Одним из серьёзных и неразрешённых во­просов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защи­щённости. В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоциональным расстройствам, высокой тревожности, скрытой депрессии.

Но тем не менее хотелось бы рассмот­реть причины, вызывающие состояние беспо­мощности, эмоциональной напряжённости, школьной тревожности, приводящие к дли­тельному состоянию уныния, упадка духа, обескураженности, изоляции и одиночеству, первые признаки скрытой депрессии.

Порой причины имеют явно врождён­ный характер и обусловлены складом харак­тера. Такие подростки вообще избегают ком­пании, тяжело переживают неудачи и неприятности, обвинения вызывают у них депрес­сивное состояние. Им часто кажется, что они неполноценны и не нужны.

Каковы объективные причины? Пере­грузка учебной деятельности, отставание в учёбе, завышенная требовательность, не сложившиеся взаимоотношения со свер­стниками. Эти проблемы обостряются при пе­реходе из начальной в среднюю школу, в пе­риод подросткового кризиса.

Остановимся чуть подробнее на 5-6-х классах, ведь становление личности подрост­ка во многом зависит от того, насколько ус­пешно будет пройден этот этап.

На рубеже начальной и средней шко­лы происходит снижение интереса к учёбе, так называемый мотивационный кризис. К внешним проявлениям относятся отрица­тельное отношение к школе вообще, неже­лание её посещать, выполнять учебные за­дания на уроках и особенно дома, конфлик­ты с учителями и нарушение правил поведе­ния в школе; к внутренним — эмоция стра­дания, различные комбинации гнева, отвращения и презрения, враждебность, на­правленная на себя и вовне, страх, чувство вины и застенчивость.

Есть ли выход из этой ситуации? Их два: либо кризис преодолевается и становит­ся стимулом к самовоспитанию, либо он при­водит к блокировке эмоционального разви­тия: отставанию в учёбе, конфликтам с окру­жающими, установке противодействия и аг­рессии, тревоге, замкнутости.

Эти проявления неудовлетворённости детей учением имеют различные причины, которые в основном можно свести к трём. Во-первых, неблагополучный статус ребёнка в системе отношений класса; во-вторых, пло­хие результаты учёбы, их чрезмерная критика и как следствие недовольство собой; в-тре­тьих, невнимание педагогов и родителей к переживаниям детей.

В более старшем возрасте чувство не­уверенности, напряжённости, тревоги, де­прессии, являющиеся следствиями психоло­гической незащищённости, приводит к от­чуждению. Отчуждение не проходит для ре­бёнка бесследно. Оно деформирует лич­ность, ведёт к деструктивным формам поведения, асоциальному поведению или неспособности впоследствии строить полно­ценные отношения с окружающими людьми, то есть вызывает психические и социальные отклонения в личности. Результатом пере­живания подростками одиночества и отчуж­дённости становятся глубокие эмоциональ­но-негативные проявления, осознание сво­ей «никчёмности», «ненужности». И если эти проявления постоянны, подросток мо­жет стать изгоем, эгоистом, отшельником или чужаком.

Проблема комфортности подростка в школе достаточно серьёзная. И чтобы ре­шить её, недостаточно только «воспитатель­ной работы» учителей, школьных психологов. Родители тоже должны «подставить своё крыло». И тогда общими усилиями можно бу­дет решить проблему эмоциональной безо­пасности учащихся.

Помните, что:

Страницы: 1 2


Психологическое консультирование и просвещение
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельству ...

В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка
Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335). У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. ...

Общая дифференциация и типология детско-подростковой дезадаптации
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как "трудновоспитуемость". Как мы уже говорили выше, трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, в ...