Понятие и основоположники гештальтпсихологии
Страница 1

Инфо по психологии » Основные концепции гештальтпсихологии » Понятие и основоположники гештальтпсихологии

Гештальтпсихология - одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса, явилось реакцией против атомизма и механицизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Гештальт-психология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкоязычной (немецкой и австрийской) психологии, а также философии конца XIX - начала XX в. Понятие "гештальт" было введено X. Эренфельсом в статье "О качестве формы" в 1890 г. при исследовании восприятий, поводом для которых послужили некоторые замечания Э. Маха о восприятии мелодий и геометрических форм. Эренфельс выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения, окраски составляющих его элементов и т. п. Однако Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма [3]. Гештальт

(нем. gestalt – форма, образ, структура) – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений [6].

Гештальтпсихология исходила из учения Ф.Брентано и Э.Гуссерля об интенциональности сознания. Главные представители – М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка провели исследования в области восприятия, принципы которых были перенесены на изучение мышления, а также – личности (К.Левин). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

Макс Вертхеймер (1880-1943) – немецкий психолог, основоположник гештальт-психологии, известный экспериментальными работами в области восприятия и мышления. Родился в Праге, там же получил начальное образование. Учился в университетах Праги, в Берлине – у К.Штумпфа, в Вюрцбурге – у О.Кюльпе. В Вюрцбурге получил ученую степень доктора философии (в 1904 г.). После этого он вернулся в Берлин, а летом 1910 г. переехал во Франкфурт-на-Майне. Здесь Вертгеймер заинтересовался восприятием движения, но в его объяснении встретился с трудностями, исходившими из структуралистской точки зрения. Как отмечает В. Кёлер, на этом материале Вертгеймер открыл новые принципы психологического объяснения.

Его работа привлекла внимание К. Коффки и В. Кёлера, учеников Штумпфа, которые в качестве испытуемых участвовали в исследованиях Вертгеймера. Вместе с ними Вертгеймер обсуждал результаты, метод экспериментального исследования и сформулировал новый подход к объяснению восприятия движения. Эти исследования, их результаты и новые принципы были изложены в статье Вертгеймера (1912) "Экспериментальное исследование движения", от которой и принято считать начало гештальтпсихологии. С этого времени гештальтпсихология особенно активно развивается в Берлине, куда Вертгеймер вернулся в 1922г. Двадцатые годы являются периодом наивысшего расцвета этой школы. В 1929 г. Вертгеймер был назначен профессором во Франкфурт.

В 1933 г. Вертгеймер эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Здесь к октябре 1943г. Вертгеймер умер. В 1945 г. вышла его книга "Продуктивное мышление". В ней с позиций гештальтпсихологии экспериментально исследуется процесс решения задач, который описывается как процесс выяснения функционального значения отдельных частей в структуре проблемной ситуации. В. Кёлер считает эту книгу лучшей памятью о М. Вертгеймсре.

Среди основателей гештальт-психологии Курт Коффка (1886-1941), возможно, был самым изобретательным. Он родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В дальнейшем он изучал психологию под руководством Карла Штумпфа и получил докторскую степень в 1909 году. В 1910 году Коффка начал свое длительное и плодотворное сотрудничество с Вертхеймером и Келером в стенах Франкфуртского университета.

Статья Коффки, получившая название "Перцепция: введение в гештальттеорию" (1922), содержала основы гештальтпсихологии, а также результаты многих исследований и их оценки. Главная причина, по которой основатели гештальтпсихологии сконцентрировали свои публикации на проблеме перцепции, была обусловлена самим духом времени: психология Вундта, против которой восстали сторонники нового учения, получила свою основную поддержку благодаря результатам исследований ощущений и восприятий, поэтому они выбрали перцепцию в качестве исходного пункта для критики Вундта в его собственной научной цитадели.

В 1921 году Коффка опубликовал книгу "Основы психического развития", посвященную формированию детской психологии и имевшую успех и в Германии, и в Соединенных Штатах. Его приглашали в Америку для чтения лекций в университетах Корнелла и Висконсина, а в 1927 году он получил место профессора в Смитовском колледже в Нортхэмптопе, штат Массачусетс, где проработал до своей смерти в 1941 году. В 1933 году Коффка издал книгу "Принципы гештальтпсихологии", которая оказалась слишком трудной для чтения, и потому не стала основным и наиболее полным пособием по изучению новой теории, как на это рассчитывал ее автор.

Страницы: 1 2


[15]Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В Клиническая психиатрия раннего детского возраста – СПб.: Питер, 2001 – С. 36.
[16]Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 134-150. [17]Микиртумов Б. Е., Анисимова Т. И. О возможных причинах дестабилизации детской привязанности // 5-я Международная конференция «Ребенок в современном мире». Тез. - СПб, 1998. - С. 32-34. [18]Эйнсворт М. Д. Детско-мате ...

Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину
Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям: 1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема: · объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания); · стандартизованные самоотчеты: · тесты-опросники, открытые опросники; ...

Техника преодоления кризисной (тупиковой) ситуации
Эта техника применяется в рамках НЛП, когда человек уже использовал все возможности и не знает, какой сделать следующий шаг. Это может быть представлено словами: «Я не знаю, что делать дальше…», «У меня нет выбора…», «Я в тупике…» Иначе – когда человек не способен выбрать хоть какую-то цель, к которой он мог бы стремиться, и при этом по ...