Анатомо-физиологические основы памяти потерпевшего и свидетеля
Страница 1

В процессе расследования преступлений приходится допрашивать людей с нарушением памяти (амнезия). Чаще наблюдается нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста. Однако это не является абсолютным правилом. Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые надолго сохраняют хорошую профессиональную память.

Серьезное разрушающее воздействие на память оказывает травмы головного мозга, например при автомобильных авариях. Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются. Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшествовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антероградная амнезия).

В одной из своих работ А.Р. Лурия описывает случай с мотоциклистом, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его памяти выпали все воспоминания с 64 км пути. Если учесть, что скорость его движения была не менее 60 км в час, то получается, что травма привела к потере следов в памяти, возникших за 10 -15 минут до аварии. На этом основании ученый пришел к важному для следственной практики выводу - « человеку нужно 10 -15 минут, чтобы следы памяти прочно закрепились, или как принято говорить в психологии, «консолидировались».

В соответствии с молекулярной, или биохимической теорией памяти в основе запоминания, сохранения и воспроизведения лежат химические изменения, происходящие в нервных клетках под влиянием раздражителей.

Подтверждением положений биохимической теории памяти могут служить факты, приведенные Ж. Годфруа (1992). В своем учебном пособии «Что такое психология» он дает описание экспериментов по «переносу молекул памяти». В 60 - годах Мак - Коннел и его сотрудники проделали подобные опыты на планариях - маленьких плоских червях, у которых имеется подобие мозга. Исследователи выработали у планарий условную реакцию на включение лампочки. Обученных планарий они растирали в порошок и скармливали необученным животным (планарии в природе поедают себе подобных). Выяснилось, что после этого у необученных планарий условные реакции на свет вырабатывались гораздо быстрее, чем у их «соплеменниц», которые поедали необученных червей.

Эти процессы выделяются и рассматриваются отдельно, так как они играют разную роль в жизни человека и они все без исключения ему необходимы. Эти процессы у одного и того же человека могут быть развитыми в различной степени. Один человек лучше запоминает, другой дольше сохраняет, третий лучше припоминает информацию. Каждый человек в жизни опирается на тот процесс памяти, который у него работает лучше всего. В своем функционировании эти процессы подчиняются разным законам. Законы запоминания существенно отличаются от законов сохранения информации, а законы узнавания отличаются от законов забывания. На уровне анатомии и физиологии мозга эти процессы представлены различными структурами и различными физиологическими явлениями.

Из всех других познавательных процессов память человека представлена в структурах его головного мозга наиболее широко. С памятью связана кора головного мозга, подкорка и мозжечок. Существует немало физиологических теорий, объясняющих различные виды памяти.

Самую длительную по времени сохранения в ней информации память человека, способную хранить и передавать информацию по наследству, без обучения, называют генетической. Она связана со структурами и процессами, которые происходят в генах. Они включают в себя два основных вида молекул, ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту) и РНК (рибонуклеиновую кислоту). В молекулах РНК закодирована самая прочная и неизменяемая генетическая память человека, определяющая его анатомо-физиологическое устройство, врожденные виды поведения и врожденные психологические явления. С молекулами ДНК связана долговременная память человека. Установлено: когда потерпевший или свидетель запоминает прочно и надолго, в структуре молекул ДНК происходят биохимические процессы, с помощью которых эта информация кодируется и сохраняется в долговременной памяти потерпевшего и свидетеля. Кодировка осуществляется последовательностью расположения в молекуле оснований аминокислот.

Страницы: 1 2


Эмоции
Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни мотивационно – регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитную функции. Под основными видами эмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но ...

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравств ...

Исследование отношения к браку у лиц 25-35 лет. Организация и методика проведения исследования
Рабочий план исследования. Исследование включило в себя следующие этапы: 1) определение поля и объекта исследования - подбор респондентов; 2) разработка программы исследования предмета анализа, гипотез, вопросов; 3) тиражирование вопросов, для желательного освещения в сочинении; 4) сбор первичной информации и ее обработка (без помо ...