Анатомо-физиологические основы памяти потерпевшего и свидетеля
Страница 1

В процессе расследования преступлений приходится допрашивать людей с нарушением памяти (амнезия). Чаще наблюдается нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста. Однако это не является абсолютным правилом. Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые надолго сохраняют хорошую профессиональную память.

Серьезное разрушающее воздействие на память оказывает травмы головного мозга, например при автомобильных авариях. Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются. Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшествовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антероградная амнезия).

В одной из своих работ А.Р. Лурия описывает случай с мотоциклистом, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его памяти выпали все воспоминания с 64 км пути. Если учесть, что скорость его движения была не менее 60 км в час, то получается, что травма привела к потере следов в памяти, возникших за 10 -15 минут до аварии. На этом основании ученый пришел к важному для следственной практики выводу - « человеку нужно 10 -15 минут, чтобы следы памяти прочно закрепились, или как принято говорить в психологии, «консолидировались».

В соответствии с молекулярной, или биохимической теорией памяти в основе запоминания, сохранения и воспроизведения лежат химические изменения, происходящие в нервных клетках под влиянием раздражителей.

Подтверждением положений биохимической теории памяти могут служить факты, приведенные Ж. Годфруа (1992). В своем учебном пособии «Что такое психология» он дает описание экспериментов по «переносу молекул памяти». В 60 - годах Мак - Коннел и его сотрудники проделали подобные опыты на планариях - маленьких плоских червях, у которых имеется подобие мозга. Исследователи выработали у планарий условную реакцию на включение лампочки. Обученных планарий они растирали в порошок и скармливали необученным животным (планарии в природе поедают себе подобных). Выяснилось, что после этого у необученных планарий условные реакции на свет вырабатывались гораздо быстрее, чем у их «соплеменниц», которые поедали необученных червей.

Эти процессы выделяются и рассматриваются отдельно, так как они играют разную роль в жизни человека и они все без исключения ему необходимы. Эти процессы у одного и того же человека могут быть развитыми в различной степени. Один человек лучше запоминает, другой дольше сохраняет, третий лучше припоминает информацию. Каждый человек в жизни опирается на тот процесс памяти, который у него работает лучше всего. В своем функционировании эти процессы подчиняются разным законам. Законы запоминания существенно отличаются от законов сохранения информации, а законы узнавания отличаются от законов забывания. На уровне анатомии и физиологии мозга эти процессы представлены различными структурами и различными физиологическими явлениями.

Из всех других познавательных процессов память человека представлена в структурах его головного мозга наиболее широко. С памятью связана кора головного мозга, подкорка и мозжечок. Существует немало физиологических теорий, объясняющих различные виды памяти.

Самую длительную по времени сохранения в ней информации память человека, способную хранить и передавать информацию по наследству, без обучения, называют генетической. Она связана со структурами и процессами, которые происходят в генах. Они включают в себя два основных вида молекул, ДНК (дезоксирибонуклеиновую кислоту) и РНК (рибонуклеиновую кислоту). В молекулах РНК закодирована самая прочная и неизменяемая генетическая память человека, определяющая его анатомо-физиологическое устройство, врожденные виды поведения и врожденные психологические явления. С молекулами ДНК связана долговременная память человека. Установлено: когда потерпевший или свидетель запоминает прочно и надолго, в структуре молекул ДНК происходят биохимические процессы, с помощью которых эта информация кодируется и сохраняется в долговременной памяти потерпевшего и свидетеля. Кодировка осуществляется последовательностью расположения в молекуле оснований аминокислот.

Страницы: 1 2


Период конкретных (элементарных) операций
Умственные способности ребенка достигают нового уровня. Это начальный этап интериоризации действий, развития символического мышления, формирования семиотических функций, таких, как язык и умственный образ. Складываются мысленные наглядные представления объектов; ребенок обозначает их названиями, а не прямыми действиями. Конкретно - опе ...

Депривация сна
Интерес к исследованию эффектов депривации (лишения) сна основывается на данных о том, что у людей, длительное время лишенных сна, часто развиваются расстройства мышления и восприятия, подобные тем, что наблюдаются при шизофрении. Полная депривация. Через 24–28 ч полного лишения сна электрическая активность мозга снижается и ЭЭГ станов ...

Моногамная семья: кризис или эволюция?
Не могут не вызвать удивление панические разговоры отечественных демографов и социологов по поводу кризиса семьи. Чем же подпитывается такой пессимизм? Как правило, на протяжении последнего столетия ссылаются на одни и те же факторы: увеличивается число одиноких мужчин и женщин, растет количество разводов, снижается уровень рождаемости, ...