Юридический конфликт: понятие и особенности
Страница 1

Инфо по психологии » Юридический конфликт » Юридический конфликт: понятие и особенности

Юридический конфликт является видом социального конфликта, рассматриваемого социологами как разновидность взаимодействия между индивидами, группами или институтами (социальными субъектами). Поскольку взаимодействия бывают различных типов, то следует выяснить, какой тип имеется в виду, когда говорится о конфликте. Исходя из этимологии латинского по происхождению слова "конфликт", то есть "истолкновение", мы можем обозначить его в качестве типа взаимодействия, предполагающего столкновение социальных субъектов. Однако существуют такие близкие по смыслу понятия, как "противоречие", "конкуренция", "стычка". Поясним каждое из них.

В основе противоречия лежат существенные (то есть противоположные по содержанию) различия сторон. Например, различия между бедными и богатыми, свободными и заключенными, грамотными и неграмотными имеют место как в образе жизни, так и в жизненных возможностях. Их интересы зачастую также противоположны. Скажем, бедные приветствуют расширение социальных программ государства, а богатые видят в этом ущемление интересов, так как часть прибыли должна уйти на выросшие налоги. То же самое можно сказать о наемных работниках, заинтересованных в повышении зарплаты, и работодателях, для которых зарплата персонала является издержками производства. Противоречия могут развиваться и разрешаться без столкновения сторон, лишь наиболее кричащие из них перерастают в конфликт. Так, в условиях нынешней социально-экономической ситуации в России имеют место объективные противоречия между сырьевыми отраслями (прежде всего нефтегазовой промышленностью) и ВПК, жителями Москвы и жителями провинции, трудоустроенными и безработными, власть предержащими и рядовыми гражданами. Хотя уровень их жизни зачастую раз­личается в несколько раз, но конфликта между ними нет. Одни противоречия разрешаются третьей стороной (государством), другие — не созрели до той степени, когда переходят в конфликт. Однако не столь редкой бывает ситуация, когда противоречие не разрешается мирным путем и происходит конфликт.

Таким образом, противоречие и конфликт соотносятся как целое и часть. Многими социологами конфликт трактуется как стадия, наиболее острый момент развития противоречия. Там, где есть конфликт, всегда обнаруживается противоречие. Однако, где находит место противоречие — нет фатальной неизбежности конфликта[1].

Главное в конкуренции — объективное противостояние, необязательно осознанное его сторонами. Конкуренты незави­симо друг от друга прилагают усилия для достижения соб­ственных целей. Но даже когда они становятся явной помехой друг другу, между ними далеко не всегда происходит конфликтное взаимодействие. Стороны могут выйти из затрудни­тельного положения сменой сфер сбыта продукции, совершенствованием последней, усилением рекламной деятельности, переходом к неосвоенным секторам рынка. Вместе с тем кон­куренция весьма конфликтогенна, поскольку имеется соблазн решить проблему более простым и менее затратным, с точки зрения субъекта действия, способом. Таких способов множество: шантаж, запугивание, порча продукции соперника и др., и когда противоположная сторона наносит ответные действия, разгорается конфликт. Поскольку конкуренция весьма часто перерастает в прямое столкновение оппонентов, некоторые социологи считают ее разновидностью конфликта. На наш взгляд, конкуренция — понятие, охватывающее более широкий спектр действий. Она предполагает действия, направлен­ные не только против соперника, но и на преобразования в собственной зоне активности (совершенствование способов привлечения клиентов, расширение услуг и т.п.).

Стычка является следствием спонтанной реакции индивида на действия другого (других). Наглядный тому пример — потасовка в переполненном трамвае, когда пассажиры, находясь в замкнутом пространстве, нечаянно доставляют неприятности окружающим. Объективных оснований для конфликта в этой ситуации нет, поскольку для того, чтобы конфликт про­изошел, необходим определенный период времени для его созревания, а следовательно, ему должно предшествовать какое-либо взаимодействие субъектов. Ничего подобного в трамвайной (и подобной ей) потасовке нет.

Вернемся к характеристике конфликта. В его основе находится осознанное действие, направленное против другого (других). Согласно М. Веберу, действие, которое осознано и направлено на другого, является действием социальным. В этом смысле любой конфликт социален. Почему же производятся действия против других социальных субъектов? В основе каж­дого действия находятся потребности и интересы. Конфликт, очевидно, связан с нереализованными потребностями и интересами, а действия сторон в нем направлены на устранение помех, препятствующих их осуществлению. Объектом интере­сов, по мнению социологов, являются материальные и духов­ные ресурсы, власть, статусы, ценности. Под ценностями понимаются идеологические и мировоззренческие установки, взгляды, мнения, убеждения. Люди стремятся к обладанию ресурсами, властью или престижными статусами, отстаивают те ценности, которые, на их взгляд, являются правильными. Однако многие блага дефицитны, а ценности оспариваются или отвергаются другими людьми. Все это суть источники конфликтов, поскольку помехами в удовлетворении потребностей и интересов оказываются какие-либо социальные субъекты. Таким образом, социальный конфликт возникает как следствие претензий ряда субъектов на один объект; несовпадения взглядов, интересов, целей; осознания этого несовпадения; направленности действий против другой стороны, чтобы воспрепятствовать реализации оппонентом его целей и интересов.

Страницы: 1 2


А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций; деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность – это со ...

Выводы
В аспекте рассматриваемых субкатегорий «образ Я» подростка из массовой школы соответствует многократно описанным общевозрастным характеристикам. «Образ Я» воспитанников интерната заметно отличен. С одной стороны, негативистский протест выражен у них примерно в той же степени, что и в группе школьников, с другой, - у них не только не фор ...

Современное понимание проблемы раннего детского аутизма и его коррекции
В настоящее время большинство авторов полагают, что аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. Был выдвинут ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации, ведутся интенсивные исследования по их проверке, но однозначных ответов пока нет. Извест ...