Проективная методика "Три дерева"Страница 1
Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи
Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед.
В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.
Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его.
Если ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, это говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.
Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями.
Инструкция
по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.
После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева".
Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.
Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни.
При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т.д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
|
+ |
цвет |
- |
|
любовь, страсть эротическое начало, вдохновение |
красный |
агрессия ненависть опасность |
|
разум, дисциплина порядок, верность |
синий |
безумие иррациональность |
|
открытость активность свобода, слава, сила |
желтый |
ревность, зависть жадность, лживость мания, бред |
|
Зрелость личности радость энергия, сила |
оранжевый |
вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны |
|
витальное начало рост надежда |
зеленый |
яд, болезнь незрелость |
|
равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние |
фиолетовый |
внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия |
|
материнство плодородие земля |
коричневый |
грязь гной кал |
|
достоинство торжественность |
черный |
смерть траур грех |
|
чистота гармония |
белый |
привидение траур |
|
серый |
неясность туман депрессия |
Выводы
В аспекте рассматриваемых субкатегорий «образ Я» подростка из массовой школы соответствует многократно описанным общевозрастным характеристикам. «Образ Я» воспитанников интерната заметно отличен. С одной стороны, негативистский протест выражен у них примерно в той же степени, что и в группе школьников, с другой, - у них не только не фор ...
Генезис самосознания
Личность проходит довольно долгий путь, чтобы осознать многообразие своих индивидуальных особенностей, свое место в системе отношений окружающего мира. Этот процесс проходит через самопознание и становление самостоятельности. Становление Я-концепции связано с основными событиями, периодами и новообразованиями жизненного пути личности.
...
Пути формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Такие ученые, как К. Роджерс, Р. Бернс, Е.П. Белинская, А.А. Реан и Я.Л. Коломинский считают, что именно под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид, формируется самооценка. «Особенно важными для ребенка являются контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом се ...
