Проективная методика "Три дерева"
Страница 1

Ребенку предлагается нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, а затем сравнить их с членами своей семьи

Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей. Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед.

В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих "членов семьи", а других вытеснил.

Конфликт в отношении с родителями или с одним из родителей может выражаться в том, что ребенок не доволен, как нарисовал одно из деревьев и зачеркивает его.

Если ребенок вопреки инструкции рисует только два дерева, это говорит о нарушениях взаимодействия в семье с третьим объектом - отцом, или даже о полном отсутствии триангуляторных отношений.

Общий депрессивный фон настроения и подавленность проявляются на рисунке в том, что нависли черные тучи и идет дождь. Заторможенность и инертность в протекании психических процессов проявляются в том, что ребенок рисует очень медленно. На рисунке "замороженность" символизирует снег под деревьями.

Инструкция

по проведению теста "три дерева" предполагает, что в ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.

После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, "любые три дерева".

Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.

Когда рисунок готов, психолог хвалит ребенка и его рисунок. Затем ребенок называет каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву.

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни.

При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т.д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

+

цвет

-

любовь, страсть эротическое начало, вдохновение

красный

агрессия ненависть опасность

разум, дисциплина порядок, верность

синий

безумие иррациональность

открытость активность свобода, слава, сила

желтый

ревность, зависть жадность, лживость мания, бред

Зрелость личности радость энергия, сила

оранжевый

вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны

витальное начало рост надежда

зеленый

яд, болезнь незрелость

равновесие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние

фиолетовый

внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия

материнство плодородие земля

коричневый

грязь гной кал

достоинство торжественность

черный

смерть траур грех

чистота гармония

белый

привидение траур

 

серый

неясность туман депрессия

Страницы: 1 2


Развитие в онтогенезе
Рецептурный аппарат у ребенка в значительной мере созрел для функционирования уже к моменту рождения. Развитие восприятия ребенка является в основном развитием осмысливания чувственных данных ощущения, осознанием их предметного содержания. Раннее осмысливание восприятия предметов не исключает того, что оно проходит длинный путь развития ...

Гештальт-принципы организации восприятия
История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В экспериментах: испытуемому последовательно предъявлялись два световых стимула (один — верт ...

Попытки объяснения этих феноменов
Теория Мюллера. Если посмотрим все эти опыты, увидим, что •в сущности всюду в них мы имеем дело с одним и тем же явлением: все указанные здесь иллюзии имеют один и тот же характер—они возникают в совершенно аналогичных условиях и, следовательно, должны представлять собой разновидности одного и того же феномена. Установка как основа эти ...