В заключение можно подвести некоторые итоги

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Сознание связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

«Ядром» сознания, способом его существования является знание.

Формирование сознания связано с возникновением труда. “ .Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека”

Осознанный опыт играет большую роль в определении нашего отношения к действию.

Сознание имеет многокомпонентную структуру, но тем не менее оно - единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Сознание человека не представляет собой чего-то неизменного. В ходе исторического развития отдельные психические процессы могут перестраиваться. Поэтому сознание нужно рассматривать в его изменении и развитии, в его существенных зависимостях от образа жизни людей, которое определяется наличными общественными отношениями и местом, которое занимает данный человек в этих отношениях.

Возникновение сознания вне общества невозможно. Основным условием возникновения и развития сознания является соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Человек отличается от животного наличием языка как системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которых предметы вводятся в известные системы или категории. Эта системы кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» мышления. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Язык и речь не тождественны. Речь является вторичным образованием языка. Это – способ использования языка.

В последние годы психологи уделяют повышенное внимание проблеме сознания. Основной прогресс в данной области был достигнут благодаря исследованиям психологических процессов, протекающих в условиях отсутствия сознания. Одним из примеров является «слепое пятно», появляющееся в зрительном поле при повреждении затылочной доли коры, когда люди тем не менее могут неосознанно распознавать зрительные объекты. Подобные неосознаваемые процессы постоянно присутствуют в нашей жизни, когда мы, например, извлекаем из памяти информацию, не замечая этого. Еще одним распространенным примером неосознаваемых процессов являются автоматизмы. Эти явления доказали, что сознание действует как монитор, который позволяет нам подняться над привычными, шаблонными движениями, скорректировать наши действия в соответствии с изменившимися обстоятельствами.


Индивидуально-психологические особенности как область затруднений общения
Индивидуально-психологические особенности партнеров общения чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей одного участника, другого участника и их принятия друг друго ...

Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья. Многоуровневость психического здоровья
Описанные выше научные факты и особенности размышлений отдельных ученых стали основой того, что в современной психологии развиваются представления о многоуровневости психического здоровья. Основой такого подхода являются данные о том, что высший уровень психического здоровья связан с адекватным личностным производством смысловых ориента ...

Введение.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением. К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному. Так, п ...