В заключение можно подвести некоторые итоги

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Сознание связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

«Ядром» сознания, способом его существования является знание.

Формирование сознания связано с возникновением труда. “ .Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека”

Осознанный опыт играет большую роль в определении нашего отношения к действию.

Сознание имеет многокомпонентную структуру, но тем не менее оно - единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Сознание человека не представляет собой чего-то неизменного. В ходе исторического развития отдельные психические процессы могут перестраиваться. Поэтому сознание нужно рассматривать в его изменении и развитии, в его существенных зависимостях от образа жизни людей, которое определяется наличными общественными отношениями и местом, которое занимает данный человек в этих отношениях.

Возникновение сознания вне общества невозможно. Основным условием возникновения и развития сознания является соответствующий уровень биологической организации, наличие социального окружения и коллективный труд.

Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Человек отличается от животного наличием языка как системы кодов, обозначающих предметы и их отношения, с помощью которых предметы вводятся в известные системы или категории. Эта системы кодов ведет к формированию отвлеченного мышления, к формированию «категориального» мышления. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Язык и речь не тождественны. Речь является вторичным образованием языка. Это – способ использования языка.

В последние годы психологи уделяют повышенное внимание проблеме сознания. Основной прогресс в данной области был достигнут благодаря исследованиям психологических процессов, протекающих в условиях отсутствия сознания. Одним из примеров является «слепое пятно», появляющееся в зрительном поле при повреждении затылочной доли коры, когда люди тем не менее могут неосознанно распознавать зрительные объекты. Подобные неосознаваемые процессы постоянно присутствуют в нашей жизни, когда мы, например, извлекаем из памяти информацию, не замечая этого. Еще одним распространенным примером неосознаваемых процессов являются автоматизмы. Эти явления доказали, что сознание действует как монитор, который позволяет нам подняться над привычными, шаблонными движениями, скорректировать наши действия в соответствии с изменившимися обстоятельствами.


Развитие психических функций
Речь из автономной трансформируется в активную. К трем годам усваиваются все основные звуки языка. Растет активный словарь, причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых. Появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основн ...

Диагностика тревожности у детей
Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возн ...

Подходы к изучению волевой сферы личности. Формирование и развитие волевых качеств личности
Зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию. Потребность, т.е. испытываемая человеком нужда в чем-нибудь, – это состояние пассивно-активное: пассивное, поскольку в нем выражается зависимость человека от того, в чем он испытывает нужду, и активное, поскольку оно заключает стремление к ее удовлет ...