Методы возрастной психологии
Страница 1

Возрастная психология » Методы возрастной психологии

Основные группы методов, применяемые в возрастной психологии по классификации Б.Г.Ананьева:[3]

1. 1 группа - организационные методы:

1.1. сравнительный,

1.2. лонгитюдный

1.3. комплексный.

2. 2 группа – эмпирические методы:

2.1. наблюдение и самонаблюдение;

2.2. экспериментальные методы;

2.3. психодиагностические методы – тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью-беседа;

2.4. анализ процессов и продуктов деятельности;

2.5. биографические методы.

3. 3 группа – методы обработки данных:

3.1. количественный (статистический) анализ;

3.2. качественный анализ.

4. 4 группа – интерпретационные методы:

4.1. генетический метод;

4.2. структурный метод.

Основные этапы психологического исследования в возрастной психологии:

1. Подготовительный

2. Собственно исследование

3. Обработка данных

4. Использование интерпретационных методов.

Рассмотрим подробнее содержание методов исследования:

1. Организационные методы

1.1. Сравнительный метод (или метод поперечных срезов) – представляет собой сопоставление различных групп (например, экспериментальный и контрольный классы). Этот метод определяет состояние групп на момент исследования. Данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.

Достоинства метода:

§ возможность получить быстро статистически достоверные данные

Недостатки метода:

§ не прослеживаются природа, движущие силы, механизмы развития;

§ полученные данные усредняются,

§ не полностью учитываются индивидуальные различия,

§ процесс развития (динамика) отсутствует.

1.2. Лонгитюдный метод - длительный, предполагает несколько методик (продольные срезы). Прослеживается развитие каждого ребенка в течение длительного времени. Метод применяется в различных видах исследования, например, в выборочном или комплексном исследовании.

Выборочное исследование: изучается динамика развития отдельного психического процесса одной и той же методикой через промежуток во времени.

Комплексное исследование: изучается динамика комплекса интересующих параметров.

Достоинства метода:

§ возможность изучения качественных особенностей развития;

§ возможность выявления механизмов формирования психики и личности в целом;

§ позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Недостатки метода:

§ опасность перенесения индивидуального случая на выборку в целом (данные одного ребенка на всех детей группы).

1.3. Комплексный метод – предполагает сочетание сравнительного и лонгитюдного методов (поперечных и продольных срезов).

2. Эмпирические методы (опытные):

2.1. Метод наблюдения – целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

2.2. Экспериментальный метод – преднамеренное создание определенных условий с целью изучения процесса развития и активного влияния на него.

Виды эксперимента в возрастной психологии:

§ Констатирующий эксперимент – определяется уровень и особенности развития (личностного и интеллектуального) исследуемых.

§ Естественный эксперимент – проводится в условиях естественной жизни, исследователь сам активно вызывает процесс необходимый для исследования.

§ Формирующий эксперимент - представляет собой следующую схему организации научного исследования:

- констатирующий эксперимент – получение системы фактов;

- формирующий эксперимент – организованное контролируемое воздействие на систему фактов (обучение);

- контрольный эксперимент – фиксация изменений в системе изучаемых фактов.

2.3. Психодиагностические методы:

2.3.1. Беседа – способствует установлению доверительных отношений, настраивает на сотрудничество и откровенность. Беседа используется для сбора биографических данных, с целью выяснения особенностей поведения испытуемых, способов реагирования в различных ситуациях, и др.

2.3.2. Тест – стандартизированная измерительная методика, которая используется для определения уровня развития психических процессов, личностных образований, выявления эмоционального состояния и пр.

2.3.3. Социометрия (измерение коллектива) - выявление межличностных отношений в группе и динамику развития, позволяет измерить коэффициент сплоченности, социальный статус каждого члена группы.

2.3.4. Анкета – наиболее распространенный метод сбора первичной информации с помощью списка вопросов, логически связанных с задачей исследования.

Страницы: 1 2


В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка
Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335). У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. ...

Кризис 6-7 лет
По мнению отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович и др.), дошкольный и младший школьный возрасты разделяет кризис 7 лет. Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Поскольку изменяется социальная ситуация развития (т.е. система отношений), ребенок оказывается на границе нового возрастного период ...

Добрые волшебники
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только до ...