Введение
Страница 1

Личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.[4]

Под самооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования убедительно доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими. Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить и уважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создавать определенные проблемы.

Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.[25]

По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также - партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к школьному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер.

Роль самооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта и нахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась в целом ряде исследований. Была обнаружена связь характера самооценки с различными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития. Результаты исследований позволяют констатировать, что самооценка, являясь неотъемлемым компонентом потребностно-мотивационной сферы личности, приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного фактора. Как свидетельствует анализ литературы, основное количество работ посвящено изучению самооценки детей школьного возраста (Л.И. Божович, М.И. Боришевский, М.Л. Гомелаури, А.А. Ершов, Л.М. Запрягалова, Я.С. Коломинский, А.П. Копылова, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, Б.И. Савонько).[30].

Самооценка детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Наиболее ранние работы (Н.Е. Анкудинова, В.А. Горбачева), посвященные самооценке детей этого возраста, обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности.[24]

В большинстве более поздних исследований самооценка ребенка-дошкольника рассматривается в структуре его образа "Я", представляющего собой к концу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (Е.О. Смирнова, Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон).[21], [22]. Появление к концу дошкольного возраста "собственно осознаваемых" форм самооценки показано в работах Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б.[14], [15], [16]. Они раскрыли связь самооценки с общением детей, показали роль результативной деятельности в качестве детерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была также установлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя (Е.А. Архипова).[25]

Анализ литературы показывает, что вопрос о формировании самооценки в игровой деятельности детей остается еще недостаточно изученным. В частности, экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович) именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психического - регуляторная.[4].

Страницы: 1 2


Психологические особенности массовидных явлений
Массовидные формы поведения - совокупность действий людей, возникающих в результате их взаимодействия вне организованных групп (где нет руководства и других черт группы и коллектива). Основные признаки массовидных форм поведения: - поведение неадекватное ситуации; - схожесть поступков. Разновидности массовидных форм поведения: толпа ...

Расстройства дыхания во сне
Дыхание во сне в норме. Во время сна многие показатели жизнедеятельности организма претерпевают заметные изменения, весьма показательно это видно на примере дыхания. Так, у совершенно здоровых людей в неглубоком медленном сне и в быстром сне могут отмечаться неоднократные эпизоды снижения амплитуды дыхательных движений (гипопноэ) и даже ...

Возраст игры: инициативность – вина
Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобрете ...