Проблема обучения детей с 6 лет

Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память, специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10 – 15 минут.

Особенности личности шестилетних детей создает дополнительные трудности в процессе обучения. Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны, поэтому во время занятий у большинства детей, они появляются и поддерживаются благодаря усилиям учителя. Завышенная самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективной работой детей на уроке.

Детей 6 лет обучать трудно и такое обучение должно строиться с учетом специфики их развития. В мировой педагогической практике накоплен большой опыт обучения с6 лет и даже с более раннего возраста.

Комплексное исследование разных сторон развития шестилетних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее – психологически комфортно – при обучении в подготовительной группе детского сада по сравнению с первоклассниками.

Психологи и педагоги приводят много доводов «за» и «против» школьного обучения с 6 лет. Наиболее серьезные возражения против школьного обучения приводил в свое время Д. Б. Эльконин. Он писал, что переход на следующий, более высокий этап развития детей определяется тем, насколько полно прожит предшествующий период, насколько созрели те внутренние противоречия, которые могут разрушится путем такого перехода. Если же он будет совершен до того, как эти противоречия созрели, - искусственно форсирован без учета объективных факторов, - то существенно пострадает формирование личности ребенка. Сокращение дошкольного детства на один год может разрушить сложившийся процесс развития ребенка и не принести пользы. Д. Б. Эльконин считал, что вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразно расширить сеть подготовительных групп детского сада, в которых удобнее готовить детей к школе, поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники – школьники.

Где бы ребенок не обучался в свои 6 лет, учитель и воспитатель должны учитывать его возрастные возможности.