Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей. Аддиктивные формы отклоняющего поведения
Страница 3

Инфо по психологии » Девиантное поведение студенческой молодежи » Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей. Аддиктивные формы отклоняющего поведения

личности[14] [18]. Как отмечается в ряде современных исследований[15][10] в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты – сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы.

На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [10] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).

Так, например, на основании анализа результатов исследования[16] [11] Крапивко Е. Н. можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников – у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики – это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрица­тельно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным. В структуре специфических девиаций современного студенчества выделяют [11] нерегулярную подготовку к занятиям, наличие задолженностей, платную сдачу экзаменов и зачетов, грубость по отношению к преподавателям.

Подавляющее большинство студентов среди прочих специфических девиаций в ВУЗе отметили использование шпаргалок на экзамене (94% опрошенных) и пользование мобильным телефоном во время занятия (91,7%). Это позволяет констатировать, что данные явления постепенно из девиации превратились в норму

.

Например, в ходе исследования [11] было установлено, что специфические девиации студенчества определяются отношением молодых людей к высшему образованию. Об этом свидетельствует тот факт, что в группе студентов (юношей) с низкой успеваемостью большинство составляют респонденты, обучающиеся в вузе с целью избежать службы в армии.

В то же время, меньше всего подвержены девиациям в учебном процессе те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере.

Как правило, они характеризуют учебу как «очень интересную», в отличие от студентов, поступивших в ВУЗ только ради диплома. Сами студенты чаще всего объясняют неуспеваемость своих коллег (также как и существование платной сдачи экзаменов и зачетов) их ленью, безответственностью, отсутствием тяги к знаниям. Отдельные молодые люди связывают несерьезное отношение к учебе с тем, что некоторых студентов заставляют учиться родители, которые к тому же поддерживают материально, финансируя тем самым беззаботное времяпрепровождение своих детей. Таким образом, ответы респондентов подтверждают вывод о том, что поведение студентов в учебном процессе тесно связано со значимостью для них высшего образования.

Страницы: 1 2 3 


Факторные теории личности
Основные идеи факторного анализа были предложены Спирменом (Spearman, 1904), выдающимся английским психологом, более всего известным по своей работе в области умственных способностей (Spearman, 1927). Он выдвинул положение, согласно которому при изучении двух связанных тестов способностей можно ожидать открытия двух типов факторов, влия ...

Анализ результатов формирующего эксперимента
Началом исследования послужил сбор информации о факторах, которые могли бы повлиять на уровень развития внимания детей младшего школьного возраста, таких как возраст, успеваемость в исследуемой группы. Рассмотрим полученные данные в социодемографической характеристике (табл. 1.) Таблица 1 Социодемографическая характеристика выборки (о ...

И.В. Сеченов: психический акт подобен рефлексу
Опираясь на высвеченное конфронтацией двух направлений русской философско-психологической мысли, Сеченов предложил свой подход к разработке коренных проблем психологии, отличный от изложенного в те же годы Вундтом. Он не отождествлял психический акт с рефлекторным, а указывал на сходство в их строении. Это позволяло преобразовать прежн ...