Психология спорта. Предмет спортивной психологииСтраница 1
Предмет спортивной психологии: закономерности развития и проявления психики человека в условиях подготовки и в ходе соревновательной деятельности.
Психология спорта изучает психологические особенности личности спортсменов, тренеров, судей, зрителей, а также особенности спортивных команд
Структура спортивной деятельности
Психологическое обеспечение спортивной деятельности включает в себя совокупность психологических функций в деятельности тренера, психолога, спортсмена с целью оптимизации этой деятельности.
Психологические функции в спортивной команде могут выполнять:
1. Тренер (если он имеет соответствующее образование, владеет методами диагностики и воздействия).
2. Спортивный психолог.
3. Тренер и психолог в одном лице или в тесном сотрудничестве
(наилучший вариант).
Задачи психологического обеспечения спортивной деятельности включают в себя:
1. Диагностику психических процессов, состояний и личностных
свойств у спортсменов и тренеров по спорту.
2. Общую психологическую подготовку - подготовку к различным ситуациям, связанным с занятием спортом. Она включает в себя широкий круг задач, решение которых требует повседневная жизнь спортивной команды.
3. Специальную психологическую подготовку - подготовку спортсмена (или тренера) к конкретной тренировке, соревнованию, помощь спортсмену в конкретной экстремальной или трудной ситуации.
Каждая из задач включает в себя ряд более конкретных задач.
Психодиагностика - это исследование, которое направлено на решение практических задач, т.к. для успешного решения задач, связанных с воздействием на человека, его психологической подготовкой, необходимо его изучение.
■ Задачи психодиагностики:
1. Осуществление индивидуального подхода к спортсмену в тренировочной и соревновательной обстановке с учетом его личностных особенностей.
2. Осуществление дифференцированного подхода в подготовке спортсменов, которые по каким-либо основаниям разделяются на группы, к которым применяются различные меры воздействия.
3. Составить психологические рекомендации для спортсмена и тренера по оптимизации подготовки спортсмена с целью повышения его результативности.
4. Спортивная ориентация будущего спортсмена, вплоть до определения спортивного амплуа, и спортсмена, заканчивающего свою спортивную карьеру.
5. Отбор на различных этапах подготовки спортсмена:
- отбор в спорт вообще;
- отбор в конкретный вид спорта;
- отбор на конкретные соревнования;
- отбор на конкретный соревновательный выход.
Общая психологическая подготовка спортсменов и спортивных команд - психологическое воздействие на спортсмена, тренера и спортивную команду в целях оптимизации соревновательной, деятельности и повышения спортивных результатов.
Задачи общей психологической подготовки:
1. Формирование жизненно и спортивно важных качеств у спортсменов должно затрагивать всю психику:
- на уровне психических процессов происходит общее формирование интеллекта, особенно в детском возрасте (улучшение качества восприятия, мышления и памяти);
- на уровне психических состояний необходимо формировать общую эмоциональную устойчивость к неблагоприятным воздействиям, повышение качества адаптации к ним;
- на уровне свойств личности необходимо прежде всего формировать волевые качества (настойчивость, самообладание, самостоятельность, смелость, целеустремленность), активность личности, мотивацию достижения, уверенность в себе, оптимальную самооценку, высокий самоконтроль и т.д.
Т.е., в общем и целом, необходимо сформировать адаптивную личность, способную быстро приспосабливаться к меняющимся и усложняющимся условиям с минимальными затратами, с повышением качества деятельности.
2. Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.
3. Совершенствование регуляторных механизмов психики спортсмена
Социальная типичность эмоций
Каждый человек отличается большой индивидуальностью эмоций, т.к. эмоции вполне определённо зависят от чувственной организации отдельного человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт характера и темперамента /Введение в философию 1989, 329/. Каким образом тогда обеспечивается социальная значимость эмоций, их адек ...
Игра как средство развития самооценки детей дошкольного возраста
Перспективы обогащения функциональной характеристики самооценки как регулятивного фактора отношений раскрываются в процессе игровой деятельности дошкольников. «В регулировании поведения самооценке принадлежит особая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулирования поведения на всех этапах его осуществления . Вместе с тем ...
Метод изучения сна - полисомнография
Сон можно определить как «особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определенных полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий» (В.М. Ковальзон).
Это сложное определение сна свидетельствует, во-перв ...