Психология спорта. Предмет спортивной психологии
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Психология спорта. Предмет спортивной психологии

Предмет спортивной психологии: закономерности развития и проявления психики человека в условиях подготовки и в ходе соревновательной деятельности.

Психология спорта изучает психологические особенности личности спортсменов, тренеров, судей, зрителей, а также особенности спортивных команд

Структура спортивной деятельности

Психологическое обеспечение спортивной деятельности включает в себя совокупность психологических функций в деятельности тренера, психолога, спортсмена с целью оптимизации этой деятельности.

Психологические функции в спортивной команде могут выполнять:

1. Тренер (если он имеет соответствующее образование, владеет методами диагностики и воздействия).

2. Спортивный психолог.

3. Тренер и психолог в одном лице или в тесном сотрудничестве

(наилучший вариант).

Задачи психологического обеспечения спортивной деятельности включают в себя:

1. Диагностику психических процессов, состояний и личностных

свойств у спортсменов и тренеров по спорту.

2. Общую психологическую подготовку - подготовку к различным ситуациям, связанным с занятием спортом. Она включает в себя широкий круг задач, решение которых требует повседневная жизнь спортивной команды.

3. Специальную психологическую подготовку - подготовку спортсмена (или тренера) к конкретной тренировке, соревнованию, помощь спортсмену в конкретной экстремальной или трудной ситуации.

Каждая из задач включает в себя ряд более конкретных задач.

Психодиагностика - это исследование, которое направлено на решение практических задач, т.к. для успешного решения задач, связанных с воздействием на человека, его психологической подготовкой, необходимо его изучение.

■ Задачи психодиагностики:

1. Осуществление индивидуального подхода к спортсмену в тренировочной и соревновательной обстановке с учетом его личностных особенностей.

2. Осуществление дифференцированного подхода в подготовке спортсменов, которые по каким-либо основаниям разделяются на группы, к которым применяются различные меры воздействия.

3. Составить психологические рекомендации для спортсмена и тренера по оптимизации подготовки спортсмена с целью повышения его результативности.

4. Спортивная ориентация будущего спортсмена, вплоть до определения спортивного амплуа, и спортсмена, заканчивающего свою спортивную карьеру.

5. Отбор на различных этапах подготовки спортсмена:

- отбор в спорт вообще;

- отбор в конкретный вид спорта;

- отбор на конкретные соревнования;

- отбор на конкретный соревновательный выход.

Общая психологическая подготовка спортсменов и спортивных команд - психологическое воздействие на спортсмена, тренера и спортивную команду в целях оптимизации соревновательной, деятельности и повышения спортивных результатов.

Задачи общей психологической подготовки:

1. Формирование жизненно и спортивно важных качеств у спортсменов должно затрагивать всю психику:

- на уровне психических процессов происходит общее формирование интеллекта, особенно в детском возрасте (улучшение качества восприятия, мышления и памяти);

- на уровне психических состояний необходимо формировать общую эмоциональную устойчивость к неблагоприятным воздействиям, повышение качества адаптации к ним;

- на уровне свойств личности необходимо прежде всего формировать волевые качества (настойчивость, самообладание, самостоятельность, смелость, целеустремленность), активность личности, мотивацию достижения, уверенность в себе, оптимальную самооценку, высокий самоконтроль и т.д.

Т.е., в общем и целом, необходимо сформировать адаптивную личность, способную быстро приспосабливаться к меняющимся и усложняющимся условиям с минимальными затратами, с повышением качества деятельности.

2. Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.

3. Совершенствование регуляторных механизмов психики спортсмена

Страницы: 1 2


Общение как основа психосоциального развития в ранней юности
По данным А.В.Мудрик, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в общении, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники проявляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим особенност ...

Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного российского общества
Объяснение природы девиантного поведения социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать выв ...

Общая психологическая подготовка. Совершенствование саморегуляции и формирования адекватного отношения спортсменов к спортивной жизни
Способы совершенствования саморегуляции спортсмена: 1. Использовать метод упражнения, создавать повторяемость ситуации, которые оказывают неблагоприятное воздействие на спортсмена с целью его привыкания к ним (метод упражнения). 2. Моделирование условий, приближенных к условиям соревнований. 3. Вырабатывать индивидуальный стиль самор ...