Психология спорта. Предмет спортивной психологии
Страница 1

Инфо по психологии » Социальная психология » Психология спорта. Предмет спортивной психологии

Предмет спортивной психологии: закономерности развития и проявления психики человека в условиях подготовки и в ходе соревновательной деятельности.

Психология спорта изучает психологические особенности личности спортсменов, тренеров, судей, зрителей, а также особенности спортивных команд

Структура спортивной деятельности

Психологическое обеспечение спортивной деятельности включает в себя совокупность психологических функций в деятельности тренера, психолога, спортсмена с целью оптимизации этой деятельности.

Психологические функции в спортивной команде могут выполнять:

1. Тренер (если он имеет соответствующее образование, владеет методами диагностики и воздействия).

2. Спортивный психолог.

3. Тренер и психолог в одном лице или в тесном сотрудничестве

(наилучший вариант).

Задачи психологического обеспечения спортивной деятельности включают в себя:

1. Диагностику психических процессов, состояний и личностных

свойств у спортсменов и тренеров по спорту.

2. Общую психологическую подготовку - подготовку к различным ситуациям, связанным с занятием спортом. Она включает в себя широкий круг задач, решение которых требует повседневная жизнь спортивной команды.

3. Специальную психологическую подготовку - подготовку спортсмена (или тренера) к конкретной тренировке, соревнованию, помощь спортсмену в конкретной экстремальной или трудной ситуации.

Каждая из задач включает в себя ряд более конкретных задач.

Психодиагностика - это исследование, которое направлено на решение практических задач, т.к. для успешного решения задач, связанных с воздействием на человека, его психологической подготовкой, необходимо его изучение.

■ Задачи психодиагностики:

1. Осуществление индивидуального подхода к спортсмену в тренировочной и соревновательной обстановке с учетом его личностных особенностей.

2. Осуществление дифференцированного подхода в подготовке спортсменов, которые по каким-либо основаниям разделяются на группы, к которым применяются различные меры воздействия.

3. Составить психологические рекомендации для спортсмена и тренера по оптимизации подготовки спортсмена с целью повышения его результативности.

4. Спортивная ориентация будущего спортсмена, вплоть до определения спортивного амплуа, и спортсмена, заканчивающего свою спортивную карьеру.

5. Отбор на различных этапах подготовки спортсмена:

- отбор в спорт вообще;

- отбор в конкретный вид спорта;

- отбор на конкретные соревнования;

- отбор на конкретный соревновательный выход.

Общая психологическая подготовка спортсменов и спортивных команд - психологическое воздействие на спортсмена, тренера и спортивную команду в целях оптимизации соревновательной, деятельности и повышения спортивных результатов.

Задачи общей психологической подготовки:

1. Формирование жизненно и спортивно важных качеств у спортсменов должно затрагивать всю психику:

- на уровне психических процессов происходит общее формирование интеллекта, особенно в детском возрасте (улучшение качества восприятия, мышления и памяти);

- на уровне психических состояний необходимо формировать общую эмоциональную устойчивость к неблагоприятным воздействиям, повышение качества адаптации к ним;

- на уровне свойств личности необходимо прежде всего формировать волевые качества (настойчивость, самообладание, самостоятельность, смелость, целеустремленность), активность личности, мотивацию достижения, уверенность в себе, оптимальную самооценку, высокий самоконтроль и т.д.

Т.е., в общем и целом, необходимо сформировать адаптивную личность, способную быстро приспосабливаться к меняющимся и усложняющимся условиям с минимальными затратами, с повышением качества деятельности.

2. Формирование и поддержание мотивов спортивной деятельности.

3. Совершенствование регуляторных механизмов психики спортсмена

Страницы: 1 2


Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения. Движущие ...

Двухфакторная концепция Шехтера - Сингера
Стэнли Шехтер и Джеферсон Сингер в 1962 году выдвинули когнитивную теорию эмоций, являющуюся по сути "компромиссом" между периферической теорией Джемса - Ланге и таламической теорией Кэннона - Барда.С. Шехтер и Дж. Сингер предположили, что эмоции есть следствие познавательной интерпретации многозначной физиологической активаци ...

Влияние семьи на возникновение и течение психических расстройств
В исследовании влияния семьи на пациента не нужно ограничиваться изучением только родителей. Необходимо учитывать роль и других членов семьи (в так называемой расширенной семье). Информация о пациенте, исходящая от членов семьи, является чрезвычайно важной. Члены семьи, как правило, сообщают о пациенте информацию, отличающуюся от инфор ...