Причины агрессивности детей
Страница 1

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в период раннего детства. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного повеления, как "игры-потасовки". Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако, во-первых, такая "возня" детей - это всего лишь форма игры, которая, как и всякая игровая активность, носит добровольный характер и доставляет им удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их липах. Кроме того, если ребенку это неприятно, и он испытывает страдания, то логичным было бы стремление избежать общения с "агрессором", а не затевать с ним очередную "кучу-малу".

Во-вторых, "игры-потасовки" способствуют развитию у детей определенных двигательных способностей, навыков социального общения, налаживанию эмоциональных контактов: дружбы, любви и сотрудничества, умению совместно решать проблемы и т.д.

В-третьих, хотя "игры-потасовки" и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Если это и случается, то по неосторожности, из-за недостаточного моторного контроля или при низкой социальной компетентности.

В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так как в большинстве случаев его начинают избегать или не принимать в игру. Психологическую основу таких "игр-потасовок" составляет желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни. [15]

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых СМИ.

Возникновение агрессии во многом обусловлено атмосферой в семье. Есть доказательства того, что если ребенок, ведущий себя агрессивно, получает одобрение со стороны родителей, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, сформирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.

Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как "полная или неполная", представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, - один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков характер отношений между ними. Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы, как правило, происходят из "семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью" в жизни ребенка. [5] Чтобы лучше понять, почему возможно говорить о корреляции между детской агрессивностью в полных-неполных семьях, ниже мы рассмотрим более специфические аспекты семейных отношений, которые могут объяснить эту взаимосвязь.

Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре "родители-ребенок" и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях.

Страницы: 1 2


Общая психологическая подготовка. Формирование благоприятного психологического климата в спортивной команде
Факторы формирования спортивного коллектива: 1. Специфика деятельности (единство и общая значимость). 2. Личность руководителя (тренера) и стиль управления коллективом (демократический, авторитарный, либеральный). 3. Состав команды, психологическая однородность-разнородность спортсменов, обуславливающая совместимость. Средства форм ...

Социальная типичность эмоций
Каждый человек отличается большой индивидуальностью эмоций, т.к. эмоции вполне определённо зависят от чувственной организации отдельного человека, а также от особенностей его психики, от индивидуальных черт характера и темперамента /Введение в философию 1989, 329/. Каким образом тогда обеспечивается социальная значимость эмоций, их адек ...

Рукавички
Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети ...