Введение
Страница 1

С начала 70-х годов, когда в США появились первые публикации по нейро-лингвистическому программированию, в России появилось несколько сот переводных печатных изданий, имеется значительное людей, которые практикуют идеи НЛП, а также существует несколько направлений и школ. И всё-таки по прошествии полутора десятилетий пропагандирования идей НЛП в России не исчезают тенденции отторжения и отчуждения между фундаментальной психологией и НЛП.

Многие представители психологии вообще не признают в НЛП психологического содержания. Обычно они указывают на подчёркнутую технологичность, неметодологичность этого подхода, на отсутствие экспериментальной базы и точного категориального аппарата. Далее мы остановимся и на этом вопросе.

Приверженцы НЛП апеллируют в основном к практической действенности НЛП-подхода, которая считается основным его достоинством. Дело осложняется тем, что до русского читателя доходят переводы не всегда высокого качества, тогда как многое в НЛП построено на английской лингвистике.

В этой связи представляется интересным и актуальным изложить основные положения этого направления психологии и критически рассмотреть их с общепринятых научных позиций. Это и является целью данной курсовой работы.

Нейро-лингвистическое программирование – это психологическая школа, в основе которой лежит идея о процессе моделирования субъективного опыта человека. Смысл этой идеи в том, что человек (с помощью другого человека или самостоятельно) в принципе способен «перепрограммировать» свой субъективный опыт, а с ним – и присущие ему способы взаимодействия с окружающим; в результате человек оказывается способным добиться большего успеха, достичь субъективно значимых целей.

НЛП возникло в начале 70-х годов; на первом этапе – в основном как плод сотрудничества Джона Гриндера и Ричарда Бендлера; первый по основному о образованию – лингвист, а второй – программист. Как пишут их последователи О’Коннор и Сеймор, «НЛП – это искусство и наука о совершенстве; результат исследования того, как выдающиеся люди в различных областях деятельности достигали своих выдающихся результатов»[1].

Вот что сказано о НЛП в «Психотерапевтической энциклопедии»: НЛП – это «модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации и описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации: современное направление постэриксоновской психотерапии. НЛП базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики Эриксона, Сатир, Перлса и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии – различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона, посвящённых «экологии разума», со ссылкой на зоопсихологические данные формирования нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определённых условиях дрессировки; 3) на трансформационной грамматике Хомского, выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 50–60 годов, стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела. Таким образом, НЛП является междисциплинарной интегративной концепцией необихевиористской ориентации»[2].

Несколько слов следует сказать о Милтоне Эриксоне (1901 – 1980). Это был крупнейший специалист по гипнозу и психотерапии, дающей быстрый стратегический результат. Вклад Эриксона в практику психотерапии столь же значителен, сколь и вклад Фрейда в её теорию. Эриксон создал Американское общество клинического гипноза и был его первым президентом; учредил «Американский журнал клинического гипноза». После Эриксона кардинально изменился взгляд на гипнабельность: все пациенты считаются гипнабельными, негипнабельность расценивается как проявление методической ригидности психотерапевта и необходимости подбора других приёмов гипнотизации.

Следует заметить, что сам по себе термин «нейро-лингвистическое программирование» достаточно неоднозначен. Слово «программирование» пришло из информатики, однако по аналогии оно используется и при описании функционирования мозга. Это соответствует современному убеждению, что и мозг, и компьютерная программа действуют согласно записанной последовательности операций.

Страницы: 1 2


Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития
Пиаже выделяет три главных периода развития: 1. Сенсомоторный интеллект (от рождения до 1,5 лет). 2. Конкретно - операциональный (репрезентативный) интеллект (от 1,5—2 лет до 11 лет). 3. Формально-операциональный интеллект (с 11 — 12 до 14—15 лет). Каждую стадию Пиаже характеризует двояко: положительно (как результат дифференциации, ...

"Мотивационная" концепция (Д.К.Мак-Клелланд)
Поведение личности определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции являются врожденными реакциями на соответственно мален ...

Последствия конфликтов. Функциональные последствия конфликта.
1. Проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором. Это устранить или сведет к минимуму трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. 2. Стор ...