Трансдеривационная морфологияСтраница 1
В этой части мы рассмотрим ту составляющую НЛП, которая определяется в названии направления частью «лингвистическое». Этот аспект НЛП разработан прежде всего стараниями Р. Дилтса.
В НЛП термин «трансдеривационная морфология» относится к изучению путей влияния структуры слов на ассоциативные процессы восприятия, и, таким образом, на смысл слова и воздействие этого слова на человека.
Морфология, как известно,– раздел лингвистики, который изучает структуру отдельных слов, в противоположность синтаксису, который занимается структурой словосочетаний и предложений, то есть взаимным соотношением слов.
Разница между словами «счастье», «счастливый», «счастливейший», «несчастный», «осчастливить» заключается в их морфологической структуре. Они происходят от одного корня, но получают разные смыслы путём добавления к нему различных аффиксов (приставок, суффиксов).
В лингвистике деривация (словообразование) определяется как процесс построения нового слова из исходного, обычно это делается путём аффиксации (добавления аффиксов). Деривация создаёт новое слово, изменяя категорию, а также иногда и смысл исходного слова. Например, деривационный суффикс –тель (англ. –er: driver, teacher), скомбинированный с некоторым глаголом «Х», создаёт существительное, смысл которого – «тот, кто делает Х». Глаголы «водить», «учить», «сеять» могут быть таким способом трансформированы в существительные «водитель», «учитель», «сеятель». С точки зрения НЛП, добавление такого суффикса также смещает значение слова с уровней поведения и способностей на уровень идентичности.
Существуют суффиксы, с помощью которых образуются прилагательные. Суффиксы –ив, –н, например, могут создать прилагательное со значением «выполняющий или склонный к указанному действию»: «обидчивый», «активный», «оскорбительный» (англ. –ive: responsive, active, attractive).
Новые слова создаются и добавлением приставок. Прибавив к глаголу «Х» приставку –пере (англ. re–: rebuild, reteach), получим новый глагол со значением «делать Х снова»: «перестроить», «переучить». Добавляя приставку не– (англ. un–), получаем слово со значением «не Х»: «несчастливый, нездоровый, недружелюбный» и т.д.
Мы видим, что приставки и суффиксы можно добавить практически к любому существующему слову. Любопытно отметить, что, например, суффикс –ize греческого происхождения и был намеренно введён в английский язык Томасом Нэшем в XVI веке, как средство от избытка односложных слов. Практически любое существительное и прилагательное можно превратить в глагол, добавив этот суффикс: “hospitalize”, “finalize”, “prioritize”. Русским эквивалентом этому служат суффиксы –иза–, –ир–, –ова– и другие: «осчастливить», «госпитализировать».
Трансдеривационная морфология была предложена в начале 80-х годов Р. Бендлером в качестве расширения метамодели одновременно с ранними разработками в области субмодальностей. Было создано несколько процедур для исследования и разработки приложений трансдеривационной морфологии, например, трансдеривационный поиск. Он представляет собой процесс отыскания в воспоминаниях и ментальных представлениях того личного референтного опыта, производным от которого является текущее понимание, «ментальная карта».
С точки зрения НЛП изменение синтаксической категории слова изменяет пути ассоциативных процессов, которые человек использует, чтобы определить смысл слова. В неврологическом смысле соответствующие паттерны мышления и ассоциаций, которые человек использует для понимания мира и организации своего поведения, происходят из деятельности так называемых «зон конвергенции» нервной системы. Эти зоны мобилизуют и связывают друг с другом центры активности в различных частях системы. Образование таких точек конвергенции (схождения) считается важнейшим элементом процессов обучения и коммуникации.
Язык является чрезвычайно разработанным способом формирования зон конвергенции для центров когнитивной деятельности. Недавние исследования в неврологоии указывают на то, что слова служат точками конвергенции для нейронных цепей. На языке теории самоорганизации И. Пригожина этот тип зон конвергенции известен как «аттрактор». Смысл и значимость слова для конкретного индивидуума есть функция от объёма мобилизуемых им нервных цепей. Вербальное обозначение опыта позволяет связать его с другими нервными цепями. Это влияет на процесс трансдеривационного поиска, который мы используем для придания словам смысла.
Структура каждого занятия
Каждое занятие включает следующие элементы:
Ритуал приветствия
Разминка
Основная часть
Рефлексия
Ритуал прощания ...
Понятие и сущность
педагогической поддержки.
Концептуальные представления о педагогической поддержке как норме педагогической деятельности формируются под воздействием идей и теоретических исследований, разрабатываемых в русле философской, педагогической и психологической антропологии.
Генеральная идея об автономной и свободной сущности человека задает смысловое пространство для ...
Структурные звенья самосознания, их генезис. Самосознание
личности
Самосознание – это осознание человеком самого себя и своего отношения к внешнему миру и другим людям. Самосознание является неотъемлемым компонентом в формировании личности, а Я-концепция – его итоговым образованием.
Я-концепция по Р.Бернсу, – целостный образ собственного «Я», который включает три компонента: оценочный, эмоциональный, ...