Раппорт

Одним из центральных понятий НЛП является «раппорт», под которым понимается процесс построения и поддержания атмосферы взаимного доверия, гармонии и сотрудничества при взаимоотношениях посредством коммуникации с подсознанием партнёра в результате присоединения и ведения в общении.

«Как вы попадаете в замкнутый цикл коммуникации? Как вы можете учесть и оценить модель мира другого человека и одновременно сохранить собственную целостность? В образовании, терапии, консультировании, бизнесе, торговле и тренинге раппорт является существенным для установления той атмосферы доверия, конфиденциальности и участия, в которой люди могут взаимодействовать свободно. Когда двое находятся в раппорте, их тела, так же как и их слова, соответствуют друг другу. Вы могли заметить, что люди, находящиеся в раппорте, имеют тенденцию к тому, чтобы отзеркаливать и соответствовать друг другу в позе, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнёр откликается и отзеркаливает движения другого своими собственными движениями. Они вовслечены в танец взаимной отзывчивости. Языки их телодвижений взаимно дополняют друг друга»[9].

По мнению специалистов по НЛП, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным (и едва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции и любой коммуникации. В отличие от обычного контакта раппорт можно определить как подсознательное доверие, «биокибернетический резонанс» и синтонность между двумя и более людьми, которые возникают вследствие их взаимоуподобления друг другу. Более пространно в нейро-лингвистическом программировании раппорт описывается следующим образом: раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и лёгкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи. Раппорт – это предварительное условие хорошей коммуникации и отношений сотрудничества[10].

Для поддержания и сохранения раппорта во время психологической консультации и просто общения рекомендуется время от времени задавать себе следующие вопросы:

– «В раппорте ли я (всё ещё)?»

– «Что мне нужно сказать или сделать, чтобы создать (ещё лучший) раппорт?»

– «Почему другой человек изменил позу / дыхание / голос?»

по мнению Гриндера, для полного раппорта достаточно отражать (не все сразу) поведенческие характеристики партнёра по общению в указанных пропорциях:

– тело (поза) – 50% движений и положений тел;

– дыхание – 100% темпа и ритма дыхания;

– жесты – 100% основных жестов;

– лицо и глаза – 70% направлений взгляда и выражений лица;

– язык (голос) – 100% темпа и тона речи.

Раппорт НЛП приблизительно соответствует понятию «эмпатия», которое часто используется в гуманистической психологии и определяется как сопереживание другому человеку в общении; внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей, способность чувствовать то же, что и собеседник, понимать его не умом, а сердцем.

Как видим, в НЛП понятие раппорта по сравнению с понятием эмпатии более рационализировано и технологизировано. Акцент делается на сознательном стремлении к установлению раппорта; впрочем, по мере усвоения техники его установления человеком, он всё меньше фиксирует этот процесс сознательно.


Общение как основа психосоциального развития в ранней юности
По данным А.В.Мудрик, самым основным в психологическом развитии старшеклассников в период ранней юности является потребность в общении, потребность в афилиации. В силу этого в ранней юности так остро переживаются неудачи в общении (А.В.Мудрик). Старшеклассники проявляют повышенный интерес к поведенческим и характерологическим особенност ...

Учебная деятельность старшеклассников
Старшеклассник как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах, появляются широкие со ...

Введение. Подготовительный этап
Цель: Констатация готовности к введению образовательной программы. Содержание деятельности: — выявление уровня психического здоровья детей; — дифференциация психического развития детей на основе парциальных, индивидуальных, групповых, возрастных различий; — выявление возможности актуализации тех показателей психического развития дет ...