Заключение
Страница 1

Итак, НЛП – это прежде всего методология и технология человеческой коммуникации и её изменения. НЛП основывается на изучении структуры субъективного опыта, не уделяя особого внимания содержанию этого опыта в смысловом и ценностном аспектах. По сути, НЛП представляет собой набор инструментов. Это – стратегия ускоренного обучения и эффективного общения.

Основываясь на традициях американской школы психологии и психотерапии (работы Эриксона, Сатир, Перлса, Бейтсона и в теоретической части – Рассела), НЛП разработало широкий спектр методов. Эти методы призваны улучшить деятельность человека путём оптимизации его стратегий. Поскольку методы НЛП основаны на конкретных и неоспоримых научных результатах, они достигают определённого эффекта.

Поскольку это направление в психологии и психотерапии относительно новое и находится в периоде бурного роста и распространения на другие страны, в том числе и на Россию, о чём свидетельствует резко увеличившийся поток публикаций, посвящённых НЛП, рано делать какие-либо выводы относительно значения этой школы как для науки, так и для практики.

В заключение приведём наиболее полный вариант предпосылок НЛП, который предлагает Р. Коннор[15]:

1. Каждый человек живёт в собственной, уникальной модели мира, и эти модели неизбежно отличаются от самого мира.

2. В любой ситуации каждый человек делает лучший выбор из всех, какие он может себе представить в данный момент.

3. Внутренние ресурсы каждого человека доставляют ему потенциал решения его проблем.

4. Есть различие между человеком и его поведением.

5. За каждым поведением есть некоторое позитивное намерение.

6. Смысл коммуникации заключается в вызванной ею реакции, а не в том, что предполагалось сообщить.

7. В человеческих взаимодействиях наибольшее влияние на результат имеет тот, кто проявляет наибольшую гибкость и разнообразие в поведении.

8. Память и воображение используют одни и те же нервные цепи и потенциально имеют одно и то же действие.

9. Знание, мышление, память и воображение возникают из последовательностей и сочетаний систем представления.

10. Психика и тело – это части одной и той же системы. Поэтому существует параллелизм и взаимосвязь между нашими внутренними нервными процессами и нашим внешним наблюдаемым поведением.

11. Метод проб и ошибок составляет часть процесса обучения. Если вы не получили желаемых результатов, это не значит, что вы потерпели неудачу; это значит, что вы получили обратную связь.

12. Если то, что вы делаете, не действует, сделайте что-нибудь другое.

13. Язык – это отражение реальности, вторичное представление опыта.

14. Невербальный язык – наиболее объективный источник информации.

С. В. Ковалёв формулирует следующие «заповеди» НЛП:

– я тот, кто контролирует свой мозг и свои результаты;

– если это возможно в мире, это возможно и для меня;

– проблема – это неверно сформулированное решение;

– каждая ситуация содержит множество выборов. Поэтому если что-то не работает, надо просто сделать что-то другое;

– или я верю, что могу, или ничего не могу;

– Всё, что можно детально представить, осуществимо;

– я могу всё то, что я действительно хочу.

Одна из трудностей при переносе НЛП на почву другого языка состоит в том, что весь разработанный для английского языка лингвистический материал НЛП требуется конгруэнтно перевести в структуры другого языка. Языки же, как известно, весьма отличаются друг от друга именно по своей структуре. Тем не менее, этот процесс адаптации, как можно заметить из последних публикаций, в России успешно осуществляется.

[1] О’Коннор, Сеймор Д. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск. 1997. с. 13.

[2] Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб. 2000. с. 1024

[3] Андреас С., Фолкнер Ч. и др. НЛП. Новые технологии успеха. М. 2001. с. 29.

[4] Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Челябинск. 2001. с. 4.

[5] Дилтс Р. Нейро-лингвистическое программирование.– В кн.: Технологии программирования судьбы (Теория и практика НЛП): Хрестоматия/Сост. К. В. Сельченок. Минск. Харвест; М. АСТ. 2001. с. 8–21.

Страницы: 1 2


Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития. Общее понятие о деструктивном развитии личности
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия. Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и соц ...

Юность: эго- идентичность – ролевое смешение
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12- 13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Теоретический инт ...

Метод изучения сна - полисомнография
Сон можно определить как «особое генетически детерминированное состояние организма человека (и теплокровных животных, т.е. млекопитающих и птиц), характеризующееся закономерной последовательной сменой определенных полиграфических картин в виде циклов, фаз и стадий» (В.М. Ковальзон). Это сложное определение сна свидетельствует, во-перв ...