Теоретические основы формирования самооценки младших школьников. Понятие и виды самооценки, и ее значение для жизни в учебной деятельности
Страница 4

Инфо по психологии » Возможности использования дифференцированного подхода к учащимся на уроке русского языка как средства формирования адекватной самооценки » Теоретические основы формирования самооценки младших школьников. Понятие и виды самооценки, и ее значение для жизни в учебной деятельности

Если у детей не успела возникнуть устойчивая завышенная самооценка, если в процессе изучения таких детей выяснились источники, породившие и поддерживающие их неадекватную самооценку удается изменить, сняв одновременно и аффективные переживания таких детей, и привести их поведение к норме.

Сложным является также процесс формирования самооценки.

Ребенок не рождается на свет с каким-либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребенка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдению норм поведения.

Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищенными, неуверенными и одинокими.

Дети с завышенной самооценкой скорее всего воспитываются в семьях, где ребенок «центр жизни», где его достоинства и недостатки оцениваются одинаково положительно, где ребенка уверяют в его исключительности.

Самооценка, которая складывается у ребенка в семье, существенно сказывается на установке, с которой он приходит в школу.

С поступлением в школу у ребенка начинается новая жизнь; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами. Успехи и неудачи в учении, оценка учителем результатов его учебного труда начинают определять и отношение ребенка к самому себе, то есть самооценку.

Человек, который работает, нуждается в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении (одна из форм поощрения). Его огорчает отрицательная оценка, но когда его труд игнорируется, это еще хуже, это выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать.

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, его отношение к себе, к другим и других к нему переоценивать трудно.

Самооценка, как отношение ребенка к своим возможностям, складывается и меняется в процессе воспитания, деятельности. Она определяет отношение ребенка ко всем его жизненным задачам и прежде всего к учению.

Проблемы, связанные с педагогическим воздействием на учебную деятельность ребенка, могут быть успешно решены только с учетом особенностей его самооценки.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Страницы: 1 2 3 4 


Ребенок младшего школьного возраста в системе социальных отношений. Особенности и структура учебной группы
Развитие личности осуществляется в процессе установления различных: прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных отношений с окружающей ребенка социальной средой, в процессе социального общения, формирующего и реализующего эти отношения. Ребенок, сфера социальных контактов которого ограничена по сравнению со взрослым, соприкаса ...

Факторы сплоченности группы
Сплоченность группы формирует множество факторов. Рассмотрим основные из них. Факторы формирования группы. Условия, которые ведут к образованию группы, способствуют сплочению. Когда люди в процессе общения находят общие цели и интересы, можно с уверенностью говорить, что основа для сплочения заложена. Наличие общих интересов у людей яв ...

Методы пенитенциарной психологии
Деятельность исправительных учреждений направлена на решение двух основных задач – исполнение уголовно-правового наказания и ресоциализация личности осужденного – формирование у нее качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе. Основная особенность воспитательной деятельности ИУ – трудновоспитуемость осужденных. Сам фа ...