Виды информации
Страница 1

Термин информация

происходит от латинского слова informatio

, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чем-либо, которые передают и получают люди. Сами по себе речь, текст, цифры - не информация. Они лишь носители информации. Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в показаниях часов, термометров и других приборов. Сообщения, сведения, т.е. информация, являются причиной увеличения знаний людей о реальном мире. Значит, информация отражает нечто, присущее реальному миру, который познается в процессе получения информации: до момента получения информации что-то было неизвестно, или, иначе, не определено, и благодаря информации неопределенность была снята, уничтожена.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертеж, радиопередача и т. п.) может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от их накопленных знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Так, сообщение, составленное на японском языке, не несет никакой новой информации человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация по отношению к окружающей среде (или к использующей ее среде) бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя.

Входная информация (по отношению к окружающей среде) - информация, которую система воспринимает от окружающей среды.

Выходная информация (по отношению к окружающей среде) - информация, которую система выдает в окружающую среду.

Внутренняя, внутрисистемная информация (по отношению к системе) - информация, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы т.е. актуализируемая лишь только подсистемами системы. Это несколько идеализированное (особенно с точки зрения физики открытых систем) понятие.

Например, человек воспринимает, обрабатывает входную информацию, например, данные о погоде на улице, формирует выходную реакцию - ту или иную форму одежды. При этом используется внутренняя информация, например, это генетически заложенная (или приобретённая) физиологическая информация о реакции, например, о "морозостойкости" человека.

Информация в философском аспекте бывает, в основном: мировоззренческая; эстетическая; религиозная; научная; бытовая; техническая; экономическая; технологическая.

Информация вокруг нас существует в различных видах:

- в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

- в виде световых или звуковых сигналов;

- в виде радиоволн;

- в виде электрических и нервных импульсов;

- в виде магнитных записей;

- в виде жестов и мимики;

- в виде запахов и вкусовых ощущений;

- в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов.

По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации: визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая, тактильная.

Для представления и обмена информацией между людьми служат языки, которые делятся на два вида: естественные, возникшие в результате исторического развития человеческого общества и формальные, созданные искусственно человеком для решения различных задач.

Имеются различные виды методов поиска информации:

- непосредственное наблюдение;

- общение со специалистами по интересующему вас вопросу;

- чтение соответствующей литературы;

- просмотр видео, телепрограмм;

- прослушивание радиопередач, аудиокассет;

- работа в библиотеках и архивах;

- запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;

- другие методы.

Основные свойства различных видов информации (и сообщений):

- полнота (содержание всего необходимого для понимания информации);

- актуальность (необходимость) и значимость (сведений, знаний);

- ясность (выразительность сообщений на языке интерпретатора);

- адекватность, точность, корректность (актуализации знаний);

- интерпретируемость и понятность (интерпретатору информации);

- достоверность (отображаемых сообщениями информации);

- информативность, значимость (сообщений, отображающих информацию);

- массовость (применимость ко всем проявлениям);

- кодируемость и экономичность (кодирования, актуализации сообщений);

- сжимаемость и компактность (сообщений);

- защищённость и помехоустойчивость (актуализации информации);

Страницы: 1 2 3


История детской практической психологии. Становление детской практической психологии и педологии
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX — начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался несколько лет. По возвращении в США он обратился к проблемам дет ...

Мышление и творчество
Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т.д. Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Г ...

Взрослость (зрелость) - от 30 до 55-65 лет. Общая характеристика периода взрослости
Впервые экспериментально и теоретически проблемы развития взрослого были изучены в психологической школе Б.Г. Ананьева. В настоящее время в мировой психологической науке признается необходимость изучения периода взрослости. Основные положения психологии взрослых основываются на следующих фактах (Манукян В.Р.): 1. Развитие человека прод ...