Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций.

Инфо по психологии » Физиологические механизмы проявления эмоций » Экспериментальная биологически обратная связь висцеральных функций; теории эмоций.

На висцеральные функции типа регуляции кровяного давления или расширения и сужения кровеносных сосудов человек и животные могут воздействовать произвольно, если получают сведения об этих процессах от мониторинговых приспособлений, обычно называемых приборами биологической обратной связи. Например, когда об артериальном давлении сигнализирует отклонение стрелки или звук, человек или животное, получающие вознаграждение в опыте с инструментальным условным рефлексом, научаются с нескольких попыток повышать или описать, как им это удается. После более продолжительного обучения в таких условиях испытуемый в состоянии изменять свои вегетативные параметры, даже не прибегая к измерительным приборам. Следовательно, регуляторные функции им в конечном счете воспринимаются, но ясно не осознаются.

С учетом таких наблюдений интересно пересмотреть прежнюю психофизиологическую теорию эмоций Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции - это результат восприятия изменений в висцеральной области, вызванных внешним стимулом. Например, страх перед медведем возникает потому, что вид дикого животного приводит к изменениям кровяного давления, частоты сердцебиений, секреции желудочного сока и т.п., о которых висцероцепторы сигнализируют в ЦНС, тем самым наделяя их эмоциональными «обертонами». Другие эмоции (счастье, печаль, гнев) также обусловлены афферентной информацией о различных «внутренних волнениях» (т.е. вегетативных реакциях).


Расстройства сна
Снохождение и ночные страхи связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. При снохождении человек нередко блуждает вокруг одного и того же места, на его лице написано смятение, а действия некоординированны. Ранее бы ...

Психологический портрет лиц ранней взрослости и факторы, влияющие на их отношение к браку. Характеристика периода ранней взрослости
Взрослость – это период онтогенеза, условно определяющийся возрастными границами 20-55-60 лет и характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека. Обычно разделяют периоды ранней взрослости (20-40 лет) и средней взрослости (40-60 лет) [23;c.212]. Ряд исследовател ...

Влияние психологической готовности на обучение в школе
Психологическая готовность к школе во многом определяет успешное обучение ребенка и его благоприятное развитие. При несформированности какого-либо компонента психологической готовности происходит нарушение адаптации к школе. Это влечет за собой отставание или искажение в развитии других компонентов учебной деятельности. Наиболее сложны ...