Представления о психике в эпоху Античности
Страница 1

Инфо по психологии » История психологии » Представления о психике в эпоху Античности

Периодизация античной философии:

1) Этап натурфилософии - шел поиск общего принципа устройства мира; устройство души выводилось из общего принципа мироздания как частное следствие Проблему души отдельно не рассматривали.

2) - человека объявили единственно заслуживающей интереса реальностью. Познание души считалось ключом к познанию мира. www.ektu.kz

3) Этап систематизации древнегреческой философии - появилось равновесие в описании мироздания и человека.

4) Эллинистский период - интерес к человеку, но не с позиций общества, а с индивидуалистической позиции; поиски путей обретения индивидуального счастья.

1. Этап натурфилософии. На вопрос: «Что есть мир?», «Какова первооснова мира?» - были даны следующие ответы: а) число, б) материальная субстанция, в) неделимый монолит, г) атомы+пустота

а) Пифагор (6 в. до н. э.) - мироздание имеет арифметически-геометрическую структуру. Числа, которые заложены в предмете, предопределяют его судьбу. Нумерология. Душа - гармония противоположностей тела.

б) Многие философы той эпохи основали свои школы, по-своему определив в качестве первоосновы мира ту или иную материальную субстанцию. Фалес (6 в. до и э.) - мир - это трансформации воды, его ученики Анаксимен и Анаксимандр выбрали каждый свою первооснову: первый - воздух, второй -алейрон. Гераклит (6-5 вв. до н. э.) -мир это превращения огня, в мире заложена строгая причинность

- Логос (закон); душа может им овладеть, если приблизиться к космическому огню, став менее влажной, приобретая «сияние сухого огня». Гераклит описывал законы качественных изменений (развития), поэтому считается первым философом-диалектиком. Эмпедокл (5 в. до н. э.) - каждая вещь в мире состоит из огня, воды, земли и воздуха, взятых в разных пропорциях; можно лечить людей, изменяя пропорции базовых субстанций в теле.

в) Идея о том, что мир един, целостен, монолитен принадлежит Элейской школе (от названия города Элея) 6-5 вв. до н. э. Чувства заставляют ошибаться, отражая мир вечно изменчивым и разделенным на предметы. Мышление доказывает иллюзорность наличия отдельных вещей и существования движения. Для таких доказательств элеаты создали много парадоксов. Например, Ахилл не может догнать черепаху, так как насколько близко бы он не приближался, между ними всегда останется бесконечное количество точек.

г) Для опровержения парадоксов Элеатской школы Демокрит выдвинул гипотезу, по которой вещи состоят не из бесконечности точек (как принято в математических моделях), а из конечного количества частиц

- атомов, делить которые дальше природа не позволяет. Душа тоже состоит из атомов: более маленьких и скоростных, чем атомы тела, их функция - двигать атомы тела, создавая то или иное поведение 2. Субъективно-антропологический этап (софисты и Сократ). Софист ~ особый тип философа, обучающего «практической» философии: искусству убеждать и побеждать в спорах Они развивали идеи о гибкости понятий, логики, демонстрировали способность соединить несовместимые вещи, обосновать что угодно. «Нет общезначимой правды, истина индивидуальна. Если бы бытие существовало, мы не могли бы иметь о нем никакого знания, а если бы имели, не смогли бы его выразить. Только в себе человек может найти истину».

Сократ (5-4 вв. до н. э.) «Философия человека должна стать ключом к философии природы, а не наоборот». Спорил с софистами, отстаивая концепцию существования общезначимых понятий. Оставил метод сократической беседы, подводящей собеседника к самостоятельному открытию общезначимых истин путем задавания ему наводящих вопросов (майевтика - повивальное искусство рождения человеческой мысли). При этом, по его мнению, происходит высвобождение истинных знаний из глубин сознания, где они изначально заложены. Душа - способность познавать.

3. Этап систематизации древнегреческой философии - Платон и Аристотель

Платон (5-4 вв. до н. э.) - ученик Сократа, основатель Академии в Афинах, основоположник течения объективного идеализма в античной философии. Считал, что кроме мира вещей существует и мир идей -нематериальных прообразов реальных вещей. Идеи первичны, постоянны, неизменны и вечны. Они неощущаемы, существуют самостоятельно, независимо от вещей. Вещи вторичны, так как являются материальными подобиями идей (слегка искаженным отражением идей). Совершенство первичных образцов (идей) недосягаемо для предметов, но побуждает их стремиться быть похожими на них.

Страницы: 1 2 3


Восприятие, эмпирические характеристики восприятия: первичные и вторичные свойства
Восприятие( перцепция), – это процесс обработки сенсорной информации, результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий. Восприятие движения . Известно, что объект может восприниматься как движущийся, даже если его изображение не перемещается по сетчатке. Примером иллюзорного движения явля ...

История развития юридической психологии
Несмотря на то, что юридическая психология - одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания участников процесса, носившие порой мистический характер, но в значительной мер ...

Психологическое здоровье: контекст деструктивного личностного развития. Общее понятие о деструктивном развитии личности
В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия. Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и соц ...