Вторая пара
Страница 3

Вторая пара. В этой паре два мальчика с хорошей успеваемостью и во всех отношениях благополучные. Сравним у них содержание «образа Я». Мы опять встречаемся здесь с тем, что школьник основное внимание уделяет своим увлечениям («я увлекаюсь плаванием, настольным теннисом, футболом», «очень люблю что-нибудь собирать и фотографировать», «еще люблю рыбалку и, наверное, полюблю охоту», *я люблю заниматься спортом, играть и .ходить в школу», «я люблю слушать музыку»). У воспитанника интерната было только одно подобное высказывание («я люблю физкультуру и спорт»). В высказываниях школьника обращает также на себя внимание большое количество предложений, которые он начинает словами «Я хочу», «Мне хочется». Вместе с многочисленными высказываниями о том, что ему нравится, что он любит, все самоописание выражает высокую степень интенциональности, т. е. желания выразить свои потребности, стремления, намерения, определенным образом преобразовать себя и мир.

Противоположностью этой интенциональности обычного подростка выступает самоописание семиклассника из интерната, носящее характер фиксапии каких-то своих особенностях характера, поведения («я высокий, нравлюсь девочкам, у меня хорошая спортивная фигура»,«я считаю, что я вполне умный», «я не коллективист»). Обычные подростки, как мы видели, также фиксируют некоторые свои черты («у меня много недостатков: главный мой недостаток — у меня нет силы воли и очень плохой, драчливый .характер»), но эта фиксация — отправной путь для саморазвития или хотя бы для исправления какого-то недостатка (« .но я воспитываю свой характер, стараюсь сделать сначала все дела, а потом идти гулять»). А у воспитанника интерната указание на какое-то свое достоинство или недостаток служит как будто бы только для того, чтобы противопоставить свое мнение о себе мнению окружающих (Мои воспитатель говорит, что я врун, грубый, недобрый, полный эгоист, но я могу прийти другому на помощь, сделать другому что-нибудь хорошее», «я смелый, хотя в это не все верят», «я не выполняю правил внутреннего распорядка, но делаю все так, чтобы меня ругали по-реже»).

Страницы: 1 2 3 


Уровень эмоционального развития
По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например, она помогает справиться со страхами (см. выше). Дети старшего до ...

Пятифакторная модель личности
В факторных теориях личности рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг. Создание пятифакторной модели личности, как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделе ...

Эксперементальное изучение развития памяти у детей дошкольного возраста. Организация исследования памяти у детей дошкольного возраста
Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную форму. Именно поэтому я привожу пример упражнений (Приложение 1,2,3,4) на развитие способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту ...