Зависть

Социальная нестабильность в обществе, экономическая дифференциация его членов, тяжелые условия жизни значительной части населения провоцируют развитие ряда негативных деструктивных компонентов личности, которые в значительной мере влияют на судьбу отдельного человека, целой общности, нации. Одной из таких характеристик является зависть.

К. Муздыбаев, обобщая различные точки зрения на это явление, считает, что понятие зависти включает: восприятие человеком чьего-то превосходства; чувство досады, огорчения, унижения; неприязненное отношение (ненависть) к тому, кто его превосходит; желание или причинение ему вреда; лишения его предмета зависти.

Зависть, как личностное качество, проявляется на разных уровнях:

* сознания (осознание более низкого своего статуса, который ее не устраивает);

* эмоционального переживания (чувство досады, раздражения, злобы, агрессии и др.);

* реального поведения (разрушение, устранение предмета зависти или силовое овладение им).

По этому поводу Р. Нисбет писал, что если зависть широко распространена в популяции, то любое социальное согласие, проявление прав и свобод, справедливости совершенно невозможным. В целом, зависть оценивается как дезорганизующая сила, поэтому институализация зависти может быть признанием доминирования агрессивности, озлобленности, недоброжелательности в обществе. Более того, как отмечает К. Муздыбаев, зависть – ущербное чувство. Оно пытается заполнить пустоту или какой-нибудь личностный недостаток, отсутствие психологического равновесия и гармонии.

Зависть, если она свойственна многим членам общества, деформирует его целостность, вносит в социальную систему конфликты, сдерживает развитие и самоактуализацию как отдельных индивидов, так и социальных групп, социума в целом. Зависть – это качество, которое маскирует некомпетентность, ленность и др. деструкции. Но вместе с тем, как показывают психологические исследования, это качество деформирует целостное развитие личности, способствуя формированию таких качеств как скрытность, тревожность, одиночество, порождает "аффект неадекватности" и др. В то же время, зависть, как правило, не свойственна людям самодостаточным, независимым, увлеченным своим собственным делом.


Развитие «Я-концепции» в подростковом возрасте
Действительно критическим периодом в развитии «Я-концепции» является кризис подросткового возраста. Рассмотрим его подробнее, опираясь на результаты исследования. Начнем с результатов, полученных с помощью метода попарного сравнения. Метод попарного сравнения Суть этого метода в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого ...

Стандартизация показателей
Термином « стандартизация» обозначается постоянство, или единообразие, условий и процедур, сопутствующих психологическому тестированию. Z-оценки – выражение шкальных значений в единицах стандартного отклонения (среднеквадратичного отклонения). где М=5, 21 24 26 27 28 29 30 33 34 35 ...

Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. Понятие возраста
Возраст - одна из фундаментальных и сложных категорий возрастной психологии. Самое общее, формальное определение возраста имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст. 1. Абсолютный (календарный, или хронологический) возра ...