Зависть

Социальная нестабильность в обществе, экономическая дифференциация его членов, тяжелые условия жизни значительной части населения провоцируют развитие ряда негативных деструктивных компонентов личности, которые в значительной мере влияют на судьбу отдельного человека, целой общности, нации. Одной из таких характеристик является зависть.

К. Муздыбаев, обобщая различные точки зрения на это явление, считает, что понятие зависти включает: восприятие человеком чьего-то превосходства; чувство досады, огорчения, унижения; неприязненное отношение (ненависть) к тому, кто его превосходит; желание или причинение ему вреда; лишения его предмета зависти.

Зависть, как личностное качество, проявляется на разных уровнях:

* сознания (осознание более низкого своего статуса, который ее не устраивает);

* эмоционального переживания (чувство досады, раздражения, злобы, агрессии и др.);

* реального поведения (разрушение, устранение предмета зависти или силовое овладение им).

По этому поводу Р. Нисбет писал, что если зависть широко распространена в популяции, то любое социальное согласие, проявление прав и свобод, справедливости совершенно невозможным. В целом, зависть оценивается как дезорганизующая сила, поэтому институализация зависти может быть признанием доминирования агрессивности, озлобленности, недоброжелательности в обществе. Более того, как отмечает К. Муздыбаев, зависть – ущербное чувство. Оно пытается заполнить пустоту или какой-нибудь личностный недостаток, отсутствие психологического равновесия и гармонии.

Зависть, если она свойственна многим членам общества, деформирует его целостность, вносит в социальную систему конфликты, сдерживает развитие и самоактуализацию как отдельных индивидов, так и социальных групп, социума в целом. Зависть – это качество, которое маскирует некомпетентность, ленность и др. деструкции. Но вместе с тем, как показывают психологические исследования, это качество деформирует целостное развитие личности, способствуя формированию таких качеств как скрытность, тревожность, одиночество, порождает "аффект неадекватности" и др. В то же время, зависть, как правило, не свойственна людям самодостаточным, независимым, увлеченным своим собственным делом.


С.Л. Рубинштейн: единство сознания и деятельности
Басов, руководя педологическим отделением Ленинградского педагогического института им. Герцена, пригласил Рубинштейна на кафедру психологии, где он написал свой главный труд «Основы общей психологии» (1940). Лейтмотивом труда служил принцип «единства сознания и деятельности». Идея о том, что общение человека с миром не является прямым ...

Изоморфизм
При объяснении фи-феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизма (по-гречески isos – одинаковый, morphe – форма, изоморфизм – соответствие между гештальтами в переживании непосредстве ...

Мышление и речь
Для мыслительной деятельности человека существенна ее связь не только с чувственным познанием, но и с языком, речью. Благодаря речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную ...