Эмоции

Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни мотивационно – регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитную функции.

Под основными видами эмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но долго действующая эмоция. Отражает общее состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции (переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты (сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах, мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами); страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлять человек); стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определенным физическим состоянием организма).

Эмоции, особенно такие как аффекты, чувства, страсти, не отделимы от личности человека. С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с владением каким-либо предметом. Они подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и с отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, к нравственным ценностям и категориям. В структуре личности эмоции теснее всего связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности: по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательных эмоций. Но самый важный признак – это сила и глубина переживаемых чувств, а также содержание и предметная отнесенность.


На мостике
Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска — 30—40 см, символиз ...

Детерминистские теории эмоций
В периферической концепции Джемса - Ланге и таламической концепции Кэннона - Барда будет просматриваться, тенденция расценивать эмоции человека, как контролируемое теми или иными факторами. Вообще, детерминистские ориентированные теории эмоций заметно различаются в объяснении возникновения эмоций, как физиологического процесса. Тем не м ...

Анализ процесса реагирования
Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия «тревоги», следующая непосредственно за экстремальным ...