Словарь терминовСтраница 1
Агнозия
— нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые.
Аграфия
— нарушение письма, часто
связанное с различными расстройствами речи.
Агрессия
— деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вреда людям либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. Одной из форм агрессивного реагирования является агрессивное поведение, распространенное в дошкольном возрасте наряду с вербальной (словесной) агрессией.
Адаптация
— постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.
Алалия
— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности интеллекта.
Алексия
— нарушения чтения либо полная невозможность овладеть этим процессом.
Амбивалентность чувств
— двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений.
Ассоциация
— связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.
Аутизм
— крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний.
Афазия
— системное расстройство разных видов речевой деятельности (как активной речи, так и ее понимания).
Биогенетический закон
— закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
Ведущая деятельность
— вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Возрастная психология
— отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Высшие психические функции
— сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью высших психических функций является их опосредованный характер и произвольность.
Госпитализм
— совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар и т.д.).
Депривация
— потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.
Детская психология
— отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.
Знак
— предмет (явление), служащий представителем другого предмета (явления).
Идентификация —
употребление, отождествление с чем-либо или кем-либо.
Индивидуальный стиль деятельности
— устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.
Интериоризация
— формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.
Теоретические основы формирования самооценки младших школьников. Понятие и виды самооценки, и ее значение для жизни в учебной
деятельности
Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.
«Самооценка ...
Дифференциальная концепция Томкинса
Концепция Силвана Томкинса сходна с системой Плутчика, но здесь эмоции не столько выступают мотивирующим фактором поведения, сколько сами являются следствием и элементом соответствующего адаптивного поведения.
Томкинс разработал модель личности “Humanoton", в которой эмоциям выделяется место первичных мотивов. В этой модели эмоции ...
Анализ трудности заданий
Статистическая трудность задания теста – доля лиц репрезентативной выборки, правильно решивших задачу. Индекс трудности определяется по формуле:
где U – индекс трудности в процентах,
Т – количество испытуемых, правильно решивших задачу,
N – объем репрезентативной выборки.
Таблица 3. Матрица для вычисления индекса трудности заданий ...