Словарь терминовСтраница 1
Агнозия
— нарушение различных видов восприятия. Выделяются зрительные агнозии, тактильные и слуховые.
Аграфия
— нарушение письма, часто
связанное с различными расстройствами речи.
Агрессия
— деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе. Агрессия направлена на причинение физического вреда людям либо вызывает у них отрицательные переживания, страх, напряжение. Одной из форм агрессивного реагирования является агрессивное поведение, распространенное в дошкольном возрасте наряду с вербальной (словесной) агрессией.
Адаптация
— постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.
Алалия
— отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности интеллекта.
Алексия
— нарушения чтения либо полная невозможность овладеть этим процессом.
Амбивалентность чувств
— двойственность, противоречивость нескольких, одновременно испытываемых эмоциональных отношений.
Ассоциация
— связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.
Аутизм
— крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении контактов с окружающей действительностью и погруженности ребенка в мир собственных переживаний.
Афазия
— системное расстройство разных видов речевой деятельности (как активной речи, так и ее понимания).
Биогенетический закон
— закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
Ведущая деятельность
— вид деятельности, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Возрастная психология
— отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Высшие психические функции
— сложные прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью высших психических функций является их опосредованный характер и произвольность.
Госпитализм
— совокупность психических и соматических расстройств, возникающих у детей в первые годы жизни и вызванных длительным дефицитом общения (в домах ребенка, при помещении в больничный стационар и т.д.).
Депривация
— потеря значимых для психического развития факторов, лишения, претерпеваемые ребенком из-за недостаточного удовлетворения основных психических потребностей.
Детская психология
— отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.
Знак
— предмет (явление), служащий представителем другого предмета (явления).
Идентификация —
употребление, отождествление с чем-либо или кем-либо.
Индивидуальный стиль деятельности
— устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.
Интериоризация
— формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.
Специальная психологическая подготовка
Подготовка к конкретному соревнованию. Опыт работы в спортивных командах в качестве практического психолога показал, что чаще всего, из всего многообразия психологических задач, тренеру приходится решать задачи регуляции эмоций спортсменов в соревновательный период.
Как влияет уровень эмоционального возбуждения на успешность соревноват ...
Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В.И. Лубовский, Т.П. Артемьева, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психи ...
Причины профессионального стресса
Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:
1. ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;
2. монотонность работы;
3. высокая степень неопреде ...
