Основные принципы методологии познания в юридической психологииСтраница 1
Вопросы методологии и деонтология юридической психологии следует рассматривать сквозь призму положения о единстве диалектики, логики и теории познания, в соответствии с которым логика как система определенных категорий, содержательный аспект познания, процесс возникновения и развития знания является одновременно и диалектикой - учением об универсальных законах движения и развития природы, общества, мышления и теорией познания - учением об исходных и общих условиях любого познания.
Конкретизация этого научного положения на уровне отраслевых наук позволяет определить нам единство теории и метода, которые, будучи относительно самостоятельными формами освоения человеком окружающей его объективной действительности, все же представляет собой целостность. Теория есть система идеальных понятий, отражающих сущность исследуемого объекта, его внутренние связи, законы функционирования и развития Метод же выполняет результативную функцию, указывает, как должен вести себя субъект по отношению к познаваемому предмету, какие познавательные и практические операции должен совершить, чтобы достичь поставленной цели.
Если теория описывает предмет и показывает, что он собой представляет в настоящее время, то метод, как правило, предписывает осуществление определенных действий в отношении этого предмета. Обладая определенной самостоятельностью, теория и метод в то же время тесно взаимозависимы и взаимосвязаны. Наличие теории является предпосылкой научности и правильности применения метода, в то же время теория может быть научной и объективной лишь тогда, когда развивается на основе информации, полученной с помощью системы научных методов. В юридической науке это нашло свою интерпретацию в известном положении о единстве предмета и метода юриспруденции вообще и предмета и метода отраслевых юридических наук в частности.
Под теоретически верной и научно обоснованной методикой исследования подразумевается система правил, регулирующих последовательность совершения соответствующих операций и применение при этом определенных методов и приемов. Метод трансформирует, как правило, логико-гносеологическую функцию теории и конкретную форму практического и теоретического освоения действительности, направленную на овладение ею.
Методология юридической психологии находится во взаимосвязи с методологией юриспруденции и психологии. Под методологией следует понимать систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учение о методах познания и преобразования действительности.
Следует отметить, что методика включает, кроме методов, еще и формы исследования. Если метод есть способ движения для получения новых психологических знаний, то формы познания выражают этапы движения психолого-правового знания, его конкретную логическую структуру. Научные проблемы, факты, гипотезы, теории — все это важнейшие формы психолого-правового познания и исследования. Элементарные формы познания, а именно понятия, суждения, умозаключения, присутствуют, как правило, на уровне созерцания и связанного с ним обыденного сознания. Эмпирический уровень познания в юридической психологии может быть совершенно по-разному связан с теоретическим: в частности, предшествовать теоретическому, выступать для него проверочным и следовать за ним, проявляться одновременно, когда результаты одного уровня являются пусковым механизмом развития другого и т. д.
В юридической психологии, также как и в любых общетеоретических науках имеет место смешивание методов познания как целенаправленного отражения объективного мира в сознании людей с методами научного исследования как активной и наиболее передовой формы познания. Вместе с вескими формами познания (понятия, суждения, умозаключения) заимствуются и методы их осуществления: индукция и конечно дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Отмечено, что эти методы на практике могут проявляться и на эмпирическом, и на теоретическом уровне познания и исследования. По нашему мнению, они становятся методами научного исследования в юридической психологии тогда, когда специально выделяются в качестве инструмента овладения психолого-правовой материей.
Формирование личности
Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. Явления такого п ...
Мышление. Основные фазы мыслительного процесса, мыслительные операции.
Свойства мышления
Интеллект
– способность к мышлению.
Мышление
– это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений).
Мышление и интеллект – близкие по содержанию термины. Родство ...
Агрессивность и агрессивное поведение. Виды агрессии
Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, ...