Мышление. Основные фазы мыслительного процесса, мыслительные операции. Свойства мышления

Инфо по психологии » Сущность и предмет изучения психологической науки » Мышление. Основные фазы мыслительного процесса, мыслительные операции. Свойства мышления

Интеллект

– способность к мышлению.

Мышление

– это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вынести из непосредственного опыта (содержания ощущений, восприятия, представлений).

Мышление и интеллект – близкие по содержанию термины. Родство их становится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум».

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими отличительными чертами человека.

Прежде всего мышление рассматривается как вид познания. С психологической точки зрения познание выступает как создание представлений внешнего мира, его моделей, или образов. Мышление – это не любое познание, познанием является, например, и восприятие. Поэтому мышление определяется как опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление – процесс комплексный, в нем задействованы многочисленные психические структуры и процессы.

Первая теория, описывающая процесс мышления, была предложена еще в XIX в. в рамках ассоциативной психологии.

Ассоцианисты описывают мыслительный процесс примерно следующим образом. В поле сознания при получении субъектом задачи попадает одновременно условие задачи и цель, которой требуется достигнуть. Условие задачи и цель будут способствовать тому, что в поле сознания попадет такой средний элемент, который связан и с условием задачи и с целью.

По мнению ассоцианистов, мышление начинается с создания представления о проблемной ситуации. Правда, проблемная ситуация понимается ими не как структура, а только как сумма элементов: неважно, в каких отношениях находятся условие задачи и цель, важно лишь, что они присутствуют в сознании.

В современной когнитивной психологии обычно выделяется два этапа в процессе мышления:

- этап создания модели проблемной ситуации (в ее создании участвуют структуры и схемы знания, находящиеся в долговременной памяти. Здесь происходят те же процессы поиска и извлечения знаний, что и рассматриваемые исследователями памяти. Разница, однако, заключается в том, что процесс мышления требует создания из известных элементов новой модели, тогда как память предполагает простое извлечение того, что было в нее заложено.)

- этап оперирования с этой моделью, понимаемый как поиск в проблемном пространстве.

Для объяснения способности человека выбирать в ходе решения задачи наиболее осмысленные варианты, было введено понятие «эвристика»

, то есть такой метод поиска, который со значительной вероятностью позволяет отбирать наиболее удачные способы решения задачи.


Организация психологической службы в детском дошкольном учреждении. Психологический кабинет
Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду). Данные правила в равной степени приняты как ...

Введение.
Мысли о необходимости поддержки растущего человека волнуют многих педагогов и психологов. В систему педагогической поддержки они включают и психологическую, поскольку она также интегрируется образовательным учреждением. К анализу понятия "педагогическая поддержка" и к характеристике его содержания подходят по-разному. Так, п ...

Волны
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду . «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких ...