Рациональная и разъяснительная психотерапия

Инфо по психологии » Психосоциальная терапия в практике социальной работы » Рациональная и разъяснительная психотерапия

Важную роль разъяснительной психотерапии в системе лечения больного и, особенно, в системе психотерапии, подчёркивал ещё В.М. Бехтерев. Она высоко оценивается и современными психотерапевтами. Разъяснительная психотерапия может проводиться в виде бесед или лекций с одним или несколькими больными, она может включать в себя рекомендации по знакомству с популярной медицинской литературой, демонстрацию кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей и многое другое. Она предполагает активность больного в стремлении понять особенности своей болезни и носит, в основном, дидактический характер.

Трансакционный анализ (переводимый в некоторых советских изданиях как трансактный ), основателем которого был Э. Берн, представляет собой метод групповой психотерапии, основанной на своеобразном представлении о структуре человеческой психики, состоящей из трёх основных элементов: 1) чувства и желания детей до 6 лет («ребёнок»); 2) родительские ценности, традиции, нормы поведения («родитель»); 3) подход к самостоятельному восприятию мира («взрослый»). Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. Известно, что младенцы, лишённые в течении длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Эти наблюдения подтверждают мысль о существовании сенсорного голода и о необходимости в жизни ребёнка стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. К этому выводу нетрудно прийти на основе повседневного опыта. Подобный феномен можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальная и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговорённых к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям. Вполне вероятно, что в биологическом плане эмоциональная и сенсорная депривации чаще всего приводят к органическим изменениям или создают условия для их возникновения. Недостаточная стимуляция ткани мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках. Разумеется, это явление может быть и результатом недостаточного питания. Однако недостаточное питание в свою очередь может быть вызвано апатией, например, как это бывает у младенцев в результате крайнего истощения или после длительной болезни.


Групповая динамика
Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени. Задачи группы тренинга - совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаи ...

Первая пара
Самоописание мальчика из интерната. На самоподготовке я не делаю уроки. По утрам редко моюсь. Я всегда встаю после пяти минут. Я ухожу за территорию интерната без разрешения всегда, как только удается. Я думаю только о себе, а не о ком другом думать не хочу, и если это кому-то надо, все равно не хочу. Я неаккуратный. После школы я пойду ...

Учение А.Н. Леонтьева
Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева: психология – это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов; объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздей ...