Введение

Данная работа посвящена теме бессознательных процессов в поведении человека. Бессознательное - это не только один из центральных и основных психологических вопросов, но, в гораздо большей степени, вопрос методологический, т.е. лежит в основе построения самой психологической науки. Следовательно, цель настоящей работы – дать характеристику этому сложному явлению как внутренний модели собственного мира человека.

В 1908г. понятие бессознательного в психологии прировняли по значению к понятию потенциальной физической энергии в физике. Только с введением этого понятия становится вообще возможна психология как самостоятельная наука, которая может объединять и координировать факты в известную систему, подчинённую особым закономерностям.

Своими задачами автор данной работы ставит прежде всего, указать исторические предпосылки трактовки понятия бессознательного; исследовать структуру предмета через призму философских взглядов мыслителей прошлого; попытаться объяснить, в чём состоит феномен этого явления.

Целые системы и психологические направления получают совершенно своеобразное развитие в зависимости от того, как они объясняют для себя вопросы психики, сознания и бессознательного. Примерами могут служить психоанализ, построенный на понятии бессознательного, и традиционная эмпирическая психология, изучающая исключительно сознательные явления.

Вопросы психики, сознания и бессознательного имеют определяющим методологическое значение для всякой психологической системы, т.к. от этого зависит, как решается судьба науки.

Бессознательное, понимаемое как первоначально свободная, произвольная и не стеснённая никакими ограничениями со стороны человека деятельность, кладётся многими философами в основу не только творения мира, но и его познания. Бессознательное – это извечно заданный, неотъемлемый спутник человеческой жизни, т.к. деятельность сама по себе бесконечна и не имеет каких-либо пределов.

“ Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем, - это не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные, совсем иные формы сознания. Мы можем прожить жизнь, и не подозревая об их существовании; но стоит применить уместный стимул, - и они появятся в мгновение ока во всей полноте: определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть применены и приспособлены “.[1]

Такова общая структура исследования указанной темы.


Когнитивные теории эмоций
Когнитивные теории эмоций позволяют вырваться из порочного круга вопроса "Что первично - курица или яйцо?". В данном случае вопрос звучит так: что было вначале - телесное изменение (периферическая концепция Джемса - Ланге) или субъективное переживание (таламическая концепция Кэннона - Барда)? Для когнитивных теорий важна именн ...

Дифференциальные теории базовых эмоций
Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому наследию зарубежных теоретиков, которые внесли немалый вклад в определение базовых эмоций. В число таких ученых по базовым эмоциям вошли концепции Уильяма Мак-Дугалла, Вудвортса, Гарольда Шлоссберга, Роберта Плутчика, Силвана Токинса и Кэррола Изарда. Все эти ученые, представляя различ ...

Условия психического развития в ранней юности
Условия психического развития в ранней юности связаны с поиском смысла жизни и могут иметь несколько вариантов (И.А. Кулагина, 1996): 1. Развитие носит бурный характер поиска и сомнений. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых затруднено. Поиск идеала и невозможность его найти приводи ...