История возникновения представлений о бессознательном

Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройную последовательность умозаключений. Кроме инстинктивных действий человеку свойственны ещё и сознательные. Иначе говоря, сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа. Этот процесс можно представить себе как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в социуме. Сознание есть результат общения, обучения и трудовой деятельности.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и от внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного огромна. Это активные психические образования. состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание черпает свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать.

История бессознательного уходит своими корнями в глубокую древность. Для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерно признание существования “неразумной души”, “неразумной жизни”, протеекающей таким образом, что человек не властен над своими чувствами. В Бхагавадгите наличествует понятие о трояком разделении разума – знающий, страстный и темный, окутанный мраком. Страсть, вожделение – это основное начало человеческой души, неразумное по своей внутренней природе. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни. Йога допускает, что “кроме сознающего разума имеется бессознательная, но психически активная область”.[2]

В античной философии также возникли догадки о том, что внутренний мир человека богаче, обширнее сознания. Во многих душевных состояниях индивид не отдает себе отчета, а многие его поступки вообще не продиктованы разумом.


Cомнология в России
Велик вклад российских ученых в эту науку. Экспериментальная сомнология зародилась более 100 лет назад в России, ее основателем была М.М. Манассеина, ученица известного петербургского физиолога И.Р. Тарханова. В XX веке И.П. Павлов много и плодотворно размышлял о проблеме сна и ставил ее изучение в центр всей науки о высшей нервной деят ...

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4—5 человек) и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (например, умывание, или рисование, или собирание ягод и пр.). Дети должны сами выбрать какой-либо сюжет и договориться, как они будут его показывать. После такой подготовки каждая группа молча показыв ...

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте
Социальная ситуация как условие развития и бытия в отрочестве принципиально отличается от социальной ситуации в детстве не по внешним обстоятельствам, а в большей мере по внутренним причинам. Подросток продолжает жить в семье, он продолжает учиться в школе, он окружен по большей части теми же сверстниками. Однако сама социальная ситуаци ...