История возникновения представлений о бессознательном

Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройную последовательность умозаключений. Кроме инстинктивных действий человеку свойственны ещё и сознательные. Иначе говоря, сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа. Этот процесс можно представить себе как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в социуме. Сознание есть результат общения, обучения и трудовой деятельности.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и от внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного огромна. Это активные психические образования. состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание черпает свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать.

История бессознательного уходит своими корнями в глубокую древность. Для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерно признание существования “неразумной души”, “неразумной жизни”, протеекающей таким образом, что человек не властен над своими чувствами. В Бхагавадгите наличествует понятие о трояком разделении разума – знающий, страстный и темный, окутанный мраком. Страсть, вожделение – это основное начало человеческой души, неразумное по своей внутренней природе. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни. Йога допускает, что “кроме сознающего разума имеется бессознательная, но психически активная область”.[2]

В античной философии также возникли догадки о том, что внутренний мир человека богаче, обширнее сознания. Во многих душевных состояниях индивид не отдает себе отчета, а многие его поступки вообще не продиктованы разумом.


Индивидуальные свойства личности и характера
Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые пре ...

Связь сплоченности группы и эффективности работы
Принято считать, что чем более сплоченной является группа, тем выше эффективность ее работы. Однако далеко не всегда данная закономерность является универсальной. Зависимость между сплоченностью группы и производительностью ее членов будет определяться также тем, насколько нормы поведения, принятые в группе, нацелены на достижение высок ...

Иллюзия слуха
Наши дальнейшие опыты касаются слуховых впечатлений. Они протекают в следующем порядке: испытуемый получает в предварительных опытах при помощи так называемого «падающего аппарата» слуховые впечатления попарно: причем первый член пары значительно сильнее, чем второй член той же пары. После 10-15 повторений этих опытов следуют критически ...