История возникновения представлений о бессознательном

Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройную последовательность умозаключений. Кроме инстинктивных действий человеку свойственны ещё и сознательные. Иначе говоря, сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа. Этот процесс можно представить себе как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в социуме. Сознание есть результат общения, обучения и трудовой деятельности.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и от внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного огромна. Это активные психические образования. состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание черпает свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать.

История бессознательного уходит своими корнями в глубокую древность. Для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерно признание существования “неразумной души”, “неразумной жизни”, протеекающей таким образом, что человек не властен над своими чувствами. В Бхагавадгите наличествует понятие о трояком разделении разума – знающий, страстный и темный, окутанный мраком. Страсть, вожделение – это основное начало человеческой души, неразумное по своей внутренней природе. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни. Йога допускает, что “кроме сознающего разума имеется бессознательная, но психически активная область”.[2]

В античной философии также возникли догадки о том, что внутренний мир человека богаче, обширнее сознания. Во многих душевных состояниях индивид не отдает себе отчета, а многие его поступки вообще не продиктованы разумом.


Коммуникативная концепция Оутли - Джонсон-Лэрда
Третья из наиболее "свежих" моделей эмоций созданная в 1998 году представляет довольно своеобразное объединение ряда весьма разнородных принципов и идей. Авторы этой концепции попытались объединить биологический подход к эмоциям, заложенный в уже упомянутой работе Дарвина, и соответствующую ему теорию базовых эмоций, с когнити ...

Становление детской практической психологии в России
В начале XX в. детская практическая психология начала интенсивно развиваться и в России. При этом она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Практическая психология развивалась и в тесном содружестве с педологией, прикладной характер которой, ориентированность на конкретные требования школы дела ...

Учебная деятельность
Учебная деятельность, прежде всего, является познавательной деятельностью и успешно развивается при условии соответствующего умственного развития путем овладения умственными операциями, при необходимом развитии всех психических функций, при наличии положительной мотивации учения. Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит д ...