История возникновения представлений о бессознательном

Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройную последовательность умозаключений. Кроме инстинктивных действий человеку свойственны ещё и сознательные. Иначе говоря, сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа. Этот процесс можно представить себе как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в социуме. Сознание есть результат общения, обучения и трудовой деятельности.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и от внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного огромна. Это активные психические образования. состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание черпает свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать.

История бессознательного уходит своими корнями в глубокую древность. Для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерно признание существования “неразумной души”, “неразумной жизни”, протеекающей таким образом, что человек не властен над своими чувствами. В Бхагавадгите наличествует понятие о трояком разделении разума – знающий, страстный и темный, окутанный мраком. Страсть, вожделение – это основное начало человеческой души, неразумное по своей внутренней природе. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни. Йога допускает, что “кроме сознающего разума имеется бессознательная, но психически активная область”.[2]

В античной философии также возникли догадки о том, что внутренний мир человека богаче, обширнее сознания. Во многих душевных состояниях индивид не отдает себе отчета, а многие его поступки вообще не продиктованы разумом.


Общий взгляд на НЛП
Прежде всего НЛП – это технология, т.е. способ, которым можно изменить в себе то, что приводит к неудачам, заменив тем, что приводит к успеху. НЛП является многомерным процессом, который включает в себя развитие поведенческой компетентности и гибкости, и наряду с этим – стратегическое мышление и понимание мыслительных и познавательных п ...

Постановка проблемы установки. Иллюзия объема
Возьмем два разных по объему, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчетливо отличались бы друг от друга по объему, но по весу и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Предложим испытуемому два предмета, отличающихся друг от друга по объему, причем один (например, меньший) — в правую, ...

Периодизации психического развития. Проблема периодизации психического развития[6]
Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными ...