История возникновения представлений о бессознательном

Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать, выстраивать стройную последовательность умозаключений. Кроме инстинктивных действий человеку свойственны ещё и сознательные. Иначе говоря, сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа. Этот процесс можно представить себе как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в социуме. Сознание есть результат общения, обучения и трудовой деятельности.

Для осознанного управления своим поведением человек использует сигналы, одновременно поступающие из внешней среды и от внутренних органов и систем. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они тоже используются для регулирования поведения, но на подсознательном уровне. Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным.

Область бессознательного огромна. Это активные психические образования. состояния, процессы, операции и действия человека. Сознание черпает свои силы в бессознательном. Это такое состояние человека, при котором у него отсутствует сознание, но психика продолжает функционировать.

История бессознательного уходит своими корнями в глубокую древность. Для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерно признание существования “неразумной души”, “неразумной жизни”, протеекающей таким образом, что человек не властен над своими чувствами. В Бхагавадгите наличествует понятие о трояком разделении разума – знающий, страстный и темный, окутанный мраком. Страсть, вожделение – это основное начало человеческой души, неразумное по своей внутренней природе. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни. Йога допускает, что “кроме сознающего разума имеется бессознательная, но психически активная область”.[2]

В античной философии также возникли догадки о том, что внутренний мир человека богаче, обширнее сознания. Во многих душевных состояниях индивид не отдает себе отчета, а многие его поступки вообще не продиктованы разумом.


А.Н. Леонтьев о соотношении сознания и мотивов
мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т.е. все мотивы можно разбить на два больших класса ― осознаваемые и неосознаваемые; осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа; неосознаваемые мотивы «проявляются» в сознании в особых формах – в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоци ...

Многофакторные личностные тест-опросники
Существуют многофакторное обследование личности для психически-здоровых людей. Тест-опросник 16ЛФ. История построения теста. Структура и интерпретация 16 личностных факторов. Правила проведения и подсчета тестовых баллов. Шкалы стенов. Типовые профили и их интерпретация. Национальные и специализированные популяционные нормы. Уравнения э ...

Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения. Движущие ...